ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА в широком
смысле музыка в любых театр, спектаклях, т. е. как в постановках театра
музыкального (опера, балет, оперетта, музыкальная драма, музыкальная
комедия),
так и драматического. Обычно под Т. м. понимают только музыку
в спектаклях драматич. театра (в трагедии, драме, комедии). В муз.
театре музыка -важнейшее средство характеристики образов и сценич. положений,
неотъемлемый компонент драматургии спектакля, в конечном счёте - ведущий
проводник художеств, идеи. В драматич. театре она способствует созданию
определённой эмоциональной атмосферы спектакля; наряду с прочими средствами
воссоздаёт исторический, нац. и локальный колорит, углубляет характеристики
персонажей, подчёркивает переломные моменты развития действия, драматич.
кульминации. Велика её роль в лирич. сценах, в обрисовке сказочных, фантастич.
образов. Часто она выполняет и важную драматургич. роль.



Издавна известны формы драматич.
иск-ва, в к-рых музыка занимала большое место,- антич. трагедия и комедия,
итал. комедия дель арте, англ, маски, кит. театр, театр,
жанры народов Востока и др. В зап.-европ. драматич. иск-ве 19-20 вв. такими
формами стали операводевиль, пролог как самостоят, пьеса, дивертисмент.



В ряде пьес включение определённых
муз. номеров предусмотрено самим драматургом; эти номера составляют органич.
часть такой пьесы и должны исполняться во всех её постановках. В др. случаях
Т. м. представляет один из элементов постановки пьесы, вводимый режиссёром
в соответствии с его сценич. замыслом. Иногда режиссёр привлекает композитора,
к-рый создаёт муз. оформление пьесы для данной постановки. Режиссёр может
также отбирать представляющиеся ему подходящими муз. пьесы и фрагменты
из различных соч., не связанных с постановкой.



Т. м., включение к-рой в спектакль
предопределено драматургом, это б. ч. муз. пьесы, исполняющиеся непосредственно
на сцене (сольное и хоровое пение, игра на муз. инструментах, бальный или
воен. оркестр и др.). При этом обычно музыка звучит за сценой, актёр же
только имитирует игру на муз. инструменте и даже пение. Часто реальному
или имитируемому пению на сцене аккомпанирует оркестр, не предусмотренный
сценич. действием; иногда так же ставятся и танц. сцены. Т. м., относящаяся
к сценич. оформлению данной постановки, звучит гл. обр. во время немых,
мимич. сцен, иногда же составляет фон для монологов, диалогов и др. Наряду
с привлечением артистов-музыкантов, хора, оркестра в 20 в. для муз. оформления
спектакля часто используется звукозапись.



Помимо муз. номеров, вплетающихся
в сценич. действие, применяются и относительно крупные инструментальные
пьесы, предваряющие всю постановку или отдельные акты спектакля,- увертюра
и антракты. Такие муз. сочинения, по характеру образов и их
развитию тесно связанные с данной пьесой, представляют разновидность программной
музыки.




Мн. номера Т. м., написанные выдающимися
композиторами, живут и самостоят, жизнью, исполняются в концертах в первоначальном
виде (гл. обр. увертюры, напр. Л. Бетховена к драме "Эгмонт" Гёте, Ф. Мендельсона-Бартольди
к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира) или в осуществлённых автором обработках,
обычно в виде сюит (напр., сюиты Э. Грига из музыки к драме Ибсена "Пер
Гюнт", сюита Ж. Визе из музыки к драме "Арлезианка" Доде и др.). Для драматич.
театра писали многие композиторы, в т. ч. Ж. Б. Люлли ("Мещанин во дворянстве",
"Господин де Пурсоньяк" Мольера), Р. Шуман ("Манфред" Байрона), О. А. Козловский
("Фингал" Озерова), А. H. Верстовский ("Параша Сибирячка" Полевого), М.
И. Глинка ("Князь Холмский" Кукольника), М. А. Балакирев ("Король Лир"
Шекспира), П. И. Чайковский ("Снегурочка" Островского), А. С. Аренский
("Буря" Шекспира), А. К. Глазунов ("Маскарад" Лермонтова). Яркие страницы
Т. м. создали сов. композиторы: Д. Б. Кабалевский ("Гибель эскадры" Корнейчука,
"Школа злословия" Шеридана), А. А. Крейн ("Много шума из ничего" Шекспира),
А. И. Хачатурян ("Маскарад" по Лермонтову), Т. H. Хренников ("Много шума
из ничего" Шекспира, "Давным-давно" Гладкова), Д. Д. Шостакович ("Гамлет"
Шекспира).



Лит.: Глумов А., Музыка в
русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Settle R.,
Music in the theatre, L., 1957.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я