ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ

ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ТРАМ).
Возник в СССР как самодеятельный или полупрофессиональный театр в сер.
20-х гг. Т. р. м. существовали во многих крупных рабочих центрах -Москве,
Ленинграде, Баку, Иванове, Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске, Перми
и др. Эти театры, отражавшие тягу молодёжи в зрелищной форме откликаться
на актуальные вопросы, были тесно связаны с комсомолом. Стремление молодёжи
активно вмешиваться в дела производства, пропагандировать его передовиков,
давать бой лодырям, пьяницам, бюрократам, помогать делу строительства социализма
составляло сильную сторону трамовского движения, основу его интенсивного
развития. В 1928 насчитывалось 11, к 1930 - ок. 70 Т. р. м. Зачинателем
трамовского движения считается ленингр. Театр рабочей молодёжи, открывшийся
в 1925 пьесой "Сашка Чумовой" Горбенко. Руководителем и теоретиком Т. р.
м. был М. В. Соколовский, видевший в нём средство политической агитации.
Трамовское движение было, однако, внутренне противоречивым. Спектакли строились
на сценариях, к-рые во многом носили полуимпровизационный характер. Отход
от полноценной драматургии, от классич. наследия подчас приводил к схеме,
примитиву, не мог не сказаться отрицательно на культуре актёрского исполнения.
После опубликования пост. ЦК партии от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных
организаций" остро встал вопрос о целесообразности самого существования
этого движения. Московский, ленинградский, свердловский, куйбышевский Т.
р. м., определившиеся как проф. театры, преобразовывались в театры им.
Ленинского комсомола. Основой их репертуара стала реалистич. драматургия.
Началась углублённая проф. учёба этих коллективов под рук. крупных мастеров
сцены (в Москве - И. Я. Судакова, затем И. H. Берсенева, в Ленинграде -В.
П. Кожича, Б. H. Зона, H. С. Рашевской). Самодеят. коллективы были
переданы в ведение профсоюзов. Режиссёры и актёры Т. р. м.- Б. И. Равенских,
Р. Р. Суслович, Л. В. Варпаховский, Ф. Е. Шишигин, В. Р. Соловьёв, В. Д.
Доронин и др. в дальнейшем пересмотрели свои взгляды, овладели основами
проф. реалистич. иск-ва, системой Станиславского и стали большими сов.
художниками.



Лит.: Рабияянц H.,
Театр юности, [Л., 1959]. Ю. Л. Зубков.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я