ТЕАТР КУКОЛ

ТЕАТР КУКОЛ вид театр, представлений,
в к-рых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение
актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Мн. формы
представлений определяются различием видов кукол, систем их управления:
марионетки (куклы на нитках), т. н. верховые куклы (перчаточные),
тростевые куклы, механич. и др. Иногда кукол заменяет условный предмет
(кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо.
Куклы бывают размером от неск. сантиметров до двойного человеческого роста.
Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего нац.
традицией, спецификой постановочно-драматургич. задач, взаимосвязью с др.
видами иск-ва (графикой, нар. игрушкой, скульптурой, театром масок, кино).
Истоки Т. к.- в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов,
олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием
древнейших форм сценич. культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью
сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления
Т. к. в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ.
В Др. Египте (16 в. до н. э.) - этв мистерия об Осирисе и Исиде, в Др.
Индии и Китае - культовые представления. Упоминание о театр, куклах встречается
у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.
С H в. в церквах и монастырях устраивались представления, в к-рых куклы
использовались как средство инсценировки евангельских сцен, гл. персонажем
их стала дева Мария. Назв. Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-герм.
языках как обозначение вообще театр, куклы, в слав, языка.-;-куклы на нитках.
Представления Т. к. всё более насыщались злободневным, "земным" содержанием,
что вызывало преследования со стороны ср.-век. церкви. Изгнанный из внутренних
помещений церкви на паперть, Т. к. обосновался затем на площадях и ярмарках,
подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях
усиливался антицерк., антифеод, элемент. К кон. 16 в. в Италии окончательно
сформировался нар.сатирич. Т. к. с гл. героем Пульчинеллой. Наследуя
традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии
делъ арте,
он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный
бесцензурный Т. к. утвердился во Франции (гл. герой - Полишинель), Англии
(Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии - Кашперле),
Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии
(Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).



У народов Азии и Бл. Востока Т. к.
развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиц.
нац: формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др.
был комедийный герой классич. инд. театра, большеголовый горбатый шут-озорник
Видушака (ему близок турецкий Карагёз). В инд. Т. к. куклу ведут два кукловода
(один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Т. к. в Китае относится
к 1 в. до н. э. В япон. Т. к. (известен с H в.) используют большие куклы
в 2/з человеческого роста, к-рыми управляют одновременно видимые
зрителям 4-5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска -чулок).
Он, как и кит. Т. к., связан с классич. театром.



Вплоть до 19 в. в европ. Т. к. разыгрывались
традиционные, часто сатирич., пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках,
церкви; складывались также бродячие сюжеты - о докторе Фаусте (И. В. Гёте
заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и
др. В 19 в. делаются попытки создать проф. Т. к. Для него писали Г. Клейст,
Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк
(Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театр,
деятели обращались к созданию Т. к. как самого совершенного вида театр,
зрелища (реж. Г. Крэг в статье "Актёр и сверхмарионетка" пропагандировал
идею отказа от актёра). В 1-ю четв. 20 в. создавались проф. Т. к.
для детей и для взрослых.



Рус. проф. Т. к. начал формироваться
после Окт. революции 1917. Е. С. Деммени, худ. H. Я. и И. С. Ефимовы
и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию
Т. к. для детей, к-рый ставил бы широкие общественно-педагогич. задачи,
пропагандировал новые социалистич. формы отношений между людьми. Сов. Т.
к. отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее
общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности.
Центральный театр кукол под рук. С. В. Образцова - выразитель
этих идей. Его спектакли "По щучьему велению" Тараховской (1936), "Волшебная
лампа Аладина" Гернет (1940), "Король-Олень" Сперанского по Гоцци (1943),
"Необыкновенный концерт" (1946) и мн. др. заложили основу режиссёрского
метода и системы работы актёров-кукловодов над сценич. образами, что позволяет
создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли,
правдиво показать судьбу, характер, особенности сценич. образа.



Театры кукол обращаются к языку сценич.
пантомимы ("Рука с пятью пальцами"- рум. театр "Цэндэрикэ"), ставят муз.
произв. ("Петя и Волк" Прокофьева - Центр. Т. к. Болгарии; "Петрушка" Стравинского,
"Деревянный принц" Бартока - Центр. Т. к. Венгрии; "История солдата" Стравинского
-Центр. Т. к. Болгарии и Рижский Т. к.; "Жарптица" Стравинского, "Ученик
чародея" Дюка - Минский Т. к.). Образность спектаклей достигается использованием
всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр,
обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к
постановке социальных, нравственно-этич. проблем, к иск-ву яркой и броской
театральности формирует новый тип Т. к. ("Часовщик", "Крали Марко" Теофилова
в Центр. Т. к. Болгарии, "Дон Кристобаль" Гарсиа Лорки и "Маленький
принц" Септ-Экзюпери в Т. к. "Цэндэрикэ", "Похождения бравого солдата
Швейка" по Чапеку в Ленингр. Большом театре кукол и др.).



С 1958 в рамках Международного союза
кукольников (УНИМА, осн. в 1929) регулярно устраиваются междунар.
фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Т.
к. В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С.
В. Образцов).



В СССР в 1975 работало св. 100 Т.
к., ставивших спектакли на 25 яз. народов СССР. Подготовка творческих кадров
ведётся на спец. отделении Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии,
в Гос. ин-те театр, иск-ва им. Луначарского (режиссёры и художники),
Уч-ще им. Гнесиных и в студиях при Т. к. Материал по истории Т. к. собирает
и систематизирует Музей театр, куклы при Центр, театре кукол (осн. в 1937).



В самодеятельности, особенно в школах,
дворцах пионеров и др., Т. к. пользуется большой популярностью.



Лит.: П е р е т ц В. H., Кукольный
театр на Руси, СПБ, 1895; Франко I., До iicTopii украшського вертепа XVIII
в., "Записки Наукового товариства 1м. Шевченко", 1906, т. 71, кн. 3, т.
72, кн. 4; Вин оградов H., Белорусский вертеп, СПБ, 1906; Симонович-Ефимова
H. Я., Записки петрушечника, М.- Л., 1925; Т a врилов М. Ф., Кукольный
театр Узбекистана, Таш., 1928; Образцов С., Актёр с куклой, М.- Л., 1938;
его же, Моя профессия, кн. 1, М., 1950; Д е м м ени Е. С., Куклы на сцене,
М.- Л., 1949; Малик Я., Чехословацкий кукольный театр, Прага, 1948; Театр
кукол зарубежных стран. [Переводы пьес], М. -Л., 1959; Смирно" в а H.,
Советский театр кукол, 1918 - 1932, М., 1963; её же, Театр Сергея Образцова,
М., 1971. H. И. Смирнова.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я