ТВОРЧЕСТВО

ТВОРЧЕСТВО деятельность,
порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность
может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технич.,
художеств., политич. и т. д.- там, где создаётся, открывается, изобретается
нечто новое. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом
и философском. Психология Т. исследует процесс, психологич. "механизм"
протекания акта Т. как субъективного акта индивида. Философия рассматривает
вопрос о сущности Т., к-рый по-разному ставился в разные историч. эпохи.



Так, в античной философии Т. связывается
со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия ("бывания"),
а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится
выше всякой деятельности, в т. ч. и творческой. В понимании художеств.
Т., к-рое первоначально не выделялось из общего комплекса созидат. деятельности
(ремесла и т. д.), в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается
учение об Эросе как о своеобразной устремлённости ("одержимости") челозегса
к достижению высшего ("умного") созерцания мира, моментом к-рого
и выступает Т. Воззрения на Т. в ср.-век. философии связаны с пониманием
бога как личности, свободно творящей мир. Т. предстаёт, т. о., как волевой
акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности
подчёркивает значение воли. Человеческое Т. выступает у него прежде всего
как Т. истории: именно история есть та сфера, в к-рой конечные человеческие
существа принимают участие в осуществлении божеств, замысла о мире. Т.
к. не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека
с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как
форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания
Т. как уникального и неповторимого. При этом сферой Т. оказывается преим.
область историч., нравственнорелиг. деяния; художеств, и науч. Т., напротив,
выступает как нечто второстепенное.



Пафосом безграничных творческих возможностей
человека проникнута эпоха Возрождения. Т. осознаётся теперь пргжде
всего как художеств. Т., сущность к-рого усматривается в творческом созерцании.
Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому
акту Т. и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия
по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать
историю как продукт чисто человеческого Т. Итал. философ Дж. Вико, напр.,
интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и
философии, т. е., по существу, как творцом истории.



Философия англ, эмпиризма склонна
трактовать Т. как удачную - но в значит, мере случайную - комбинацию уже
существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса,
Дж. Локка и Д. Юма); Т. выступает как нечто родственное изобретательству.
Завершённая концепция Т. в 18 в. создаётся И. Кантом, к-рый специально
анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности
воображения. Последняя оказывается соединит, звеном между многообразием
чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она
обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия.
"Трансцендентальное" воображение, т. о., предстаёт как общая основа созерцания
и деятельности, так что Т. лежит в самой основе познания.



Это учение Канта было продолжено
Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения
есть единство сознат. и бессознат. деятельностей, поэтому те, кто наиболее
одарён этой способностью,- гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно,
подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный,
т. е. бессознат.1, процесс протекает всё же в субъективности
человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и иенским
романтикам (см. Романтизм), Т., и прежде всего Т. художника
и философа,- высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек
соприкасается с абсолютом. Культ Т. и гения у романтиков достигает своего
апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как
продукту прошлого Т. (Ф. и А. Шлегели и др.).



В идеалистич. философии кон. 19-20
вв. Т. рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технич.
деятельности. При этом, если философия жизни противопоставляет технич.
рационализму творч. природное начало, то экзистенциализм подчёркивает
духовно-личностную природу Т. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция
Т. дана А. Бергсоном ("Творческая эволюция", 1907, рус. пер. 1909):
Т. как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть
нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения,
роста, созревания, в сознании -в виде возникновения новых образов и переживаний)
в противоположность субъективной технич. деятельности конструирования,
лишь комбинирующей старое. Л. Клагес ещё более резко, чем Бергсон,
противопоставляет природно-душевное начало как творческое духовно-интеллектуальному
как техническому. Рассматривая Т. культуры и истории, философия жизни (В.
Дильтей, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивает
его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.



В экзистенциализме носителем творческого
начала является личность, понятая как экзистенция, т. е. как нек-рое иррациональное
начало свободы, экстатич. прорыв природной необходимости
и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального,
вообще "посюстороннего" мира. Творческий экстаз, согласно H. А.
Бердяеву ("Смысл творчества", М., 1916), раннему
М. Хайдеггеру,- наиболее адекватная форма существования (экзистенции).



В отличие от философии жизни и экзистенциализма,
в таких филос. направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм
и близкие к ним варианты неопозитивизма, Т. рассматривается
с односторонне прагматистской точки зрения прежде всего как изобретательство,
цель к-рого - решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи,
"Как мы мыслим", 1910). Продолжая линию англ, эмпиризма
в трактовке Т., инструментализм рассматривает его как удачную комбинацию
идей, приводящую к решению задачи. Др. вариант интеллектуалистич. понимания
Т. представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С.
Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, H. Гартман и др.). Большинство
мыслителей этого типа в своём понимании Т. ориентируются не столько на
естествознание (как Дьюи, П. Бриджмен), сколько на математику (Гуссерль,
Уайтхед), выступающую как т. н. чистая наука. Основой Т. оказывается
не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание,
так что это направление в трактовке Т. оказывается ближе всего к платонизму.
П. П. Гайденко.



Марксистское понимание Т., противостоящее
идеалистич. и метафизич. концепциям, исходит из того, что Т.- это деятельность
человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями
и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.
Т. как созидат. деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру
осуществления и результату), оригинальностью и общественноисторической
(а не только индивидуальной) уникальностью. Творческое созидание
не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности,
это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое,
по словам В. И. Ленина, "...не только отражает объективный мир, но и творит
его" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194).



Диалектич. материализм отвергает
точку зрения, согласно к-рой природа тоже творит. В природе происходит
процесс развития, а не Т., к-рое всегда предполагает бытие и действие творца
- субъекта творческой деятельности. По-видимому, какие-то биологич. формы
и предпосылки Т. имеются и у высших животных, но своё специфич. выражение
оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.



Т. всегда происходит в конкретных
социально-историч. условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной
связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвлённую
сеть к-рых всегда включён субъект Т. Одним из необходимых условий развития
науч. и художеств. Т. является свобода критики, творч. дискуссий, обмена
и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся
и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критич. отношение
к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки.
Так<, гений Аристотеля высоко поднял науч. культуру античности, но
абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретич.
положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия
в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих
истин.



Ленин писал, что для Т. "...необходимо
обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям,
простора мысли и фантазии..." (там же, т. 12, с. 101). Одним из
важнейших принципов коммунизма является обеспечение полного развития личности
как гл. предпосылки Т., создание условий для свободного творческого труда,
к-рый, по словам Энгельса, "...является высшим из известных нам наслаждений..."
(М арке К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 351). Социалистич.
преобразование общества кладёт начало воплощению этого идеала в жизнь.
Свидетельством этого служит развитие произ-ва, науки, культуры, просвещения
в СССР и др. социалистич. странах, массовый характер изобретательства,
движения за рационализацию производства, самодеятельное Т. трудящихся
в области иск-ва.



Наряду с объективной обусловленностью
процесса Т. большое значение имеют и субъективные факторы, прежде всего
внутр. мотивация личности (см. Мотивы), наличие продуктивного воображения,
развитой фантазии, в воспитании к-рой существ, роль играет иск-во.
А. Г. Спиркин.



В психологии Т. изучается главным
образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и
как совокупность свойств личности, к-рые обеспечивают её включённость в
этот процесс.



Т. как процесс рассматривалось
первоначально, исходя из самоотчётов деятелей иск-ва и науки (описание
"вдохновения", "мук Т." и т. п.). Нек-рые крупные естествоиспытатели
(Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, У. Кеннон и др.) выделили
в этих самоотчётах неск. стадий в процессе Т. от зарождения замысла до
момента (который нельзя предвидеть), когда в сознании возникает
новая идея. Англ. учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творческий процесс
на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Т.
к. главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются
сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций,
отводивших решающую роль в Т. подсознат. и иррациональному факторам. Однако
экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное,
интуитивное и рассудочное в процессе Т. дополняют друг друга. Будучи поглощён
своим объектом, индивид меньше всего способен к самонаблюдению, сохраняя
лишь неопределённое ощущение общего направления движения мысли: моменты
догадки, открытия, внезапного решения переживаются в виде особо ярких состояний
сознания, к-рые первоначально гл. обр. и описывались в психологии ("ага-переживание",
осознание нужного решения -у К. Бюлера, "инсайт", акт мгновенного
постижения новой структуры -у В. Кёлера, и др.). Однако изучение
продуктивного мышления выявило, что догадка, "озарение", неожиданное новое
решение возникают в экспериментальных условиях при соответств. орг-ции
процесса Т. (М. Вертхеймер, Б. М. Теплое, А. H. Леонтъев). На
примере открытия Д. И. Менделеевым периодич. закона Б. М. Кедров показал,
что анализ продуктов и"субпродуктов" (неопубликованных материалов) Т.
позволяет выявить вехи на пути научного открытия безотносительно к тому,
как они осознавались самим учёным. При этом личностные механизмы Т. могут
быть раскрыты только в контексте их обусловленности конкретной общественно-исторической
ситуацией.



Совокупность психич. свойств, характерных
для творч. личности, стала объектом конкретно-науч. изучения с изобретением
тестов и методик их обработки и анализа. Это направление восходит
к Ф. Гальтону. Положение Гальтона о наследств, характере способности
к Т. было подвергнуто в дальнейшем критике в психологич. науке (работы
швейц. учёного А. Декандоля и др.), как и сближение гениальности
с
психич. расстройством у Ч. Ломброзо и др. Интерес к исследованию
психологич. аспектов Т. (особенно научного) резко обострился в сер.
20 в. под воздействием научно-технич. революции. Это вызвало кризис прежних
методик изучения личности, в частности традиц. тестов, к-рые часто
давали низкую оценку умств. способностей в случаях, когда испытуемые проявляли
оригинальность, нестандартность мышления. Разрабатываются новые системы
тестов для определения (с помощью факторного анализа и др. статистич.
методов) творч. признаков личности. Особая роль придаётся воображению,
гибкости ума, дивергентному (т. е. расходящемуся в различных
направлениях) мышлению, а также внутр. мотивации Т. В статистич.
обследованиях учёных изучается соотношение между образованием и продуктивностью
работы, возрастом и динамикой Т. (X. Леман, У. Деннис, США). Разрабатываются
методики стимуляции группового Т., среди к-рых наибольшую популярность
в США приобрели "брейншторминг" и синектика. Первая исходит из того, что
контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют
выявлению творч. возможностей ума; нейтрализация этих барьерных механизмов
достигается разделением двух этапов процесса Т.- генерирования идей и их
критич. оценки (индивиды, входящие в группу, сначала производят возможно
больше идей в связи с к.-л. проблемой, а затем из общей массы суждений
и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные). Синектика
ставит целью актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умств.
деятельности в условиях группового Т.



Успехи кибернетики, передача технич.
устройствам поддающихся формализации умств. операций резко повысили интерес
к творч. действиям личности, способностям, к-рые не могут быть формализованы.
Предпринимаются также попытки технич. моделирования процесса поиска и открытия
нового знания (см. Эвристика). Перед психологией встаёт задача выяснения
преобразований в характере Т., к-рые происходят в условиях формализации
знания. Для совр. науковедения в разработке проблем науч. Т. характерно
стремление синтезировать подходы к Т. с точки зрения логики, социологии
и психологии.



Лит.: Грузенберг С. О., Гений
и творчество. Л., 1924; К е д р о в Б. М., День одного великого открытия,
М., 1958; Научное творчество, М., 1969; Проблемы научного творчества в
современной психологии, М., 1971; Художественное и научное творчество,
Л., 1972; Человек науки, М., 1974; W е r th е i m е г М., Productive thinking,
N. Y., 1959; Creativity and its cultivation, N. Y., 1959; Scientific creativity,
N. Y.- L., 1963; М a s 1 о w A. H., Psychology of science, N. Y.- L., 1966.
М. Г. Ярошевский.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я