ТАХОМЕТР

ТАХОМЕТР (от греч. tachos-
быстрота, скорость и ...метр), прибор для измерения частоты вращения
валов машин и механизмов. Преимущественно применяются центробежные механич.,
магнитные и электрич. Т., реже используются пневматич. и гидравлич. Т.
В механическом центробежном Т. (рис. 1) на валу установлена скользящая
муфта с шарнирными рычагами, несущими на себе расходящиеся при вращении
вала грузы, к-рые перемещают муфту по валу, преодолевая действие уравновешивающей
пружины.


Рис. 1. Кинематическая схема механического
центробежного тахометра: 1 -грузы; 2 - рычаги; 3 -скользящая муфта;
4
-
вал; 5 - пружина.


Положение муфты на валу Т. соответствует
частоте вращения вала и передаётся рычажной системой на стрелку указателя
- отсчётного устройства, шкала к-рого отградуирована в об/мин. Вал
Т. может получать вращение непосредственно от контролируемого объекта либо
через гибкий вал. В м а гн и т н о м Т. (рис. 2) взаимодействуют магнитные
поля, создаваемые постоянным магнитом и вращающимся ротором,частота вращения
к-рого пропорциональна возникающим вихревым токам, стремящимся отклонить
на определённый угол диск, установленный на валу ротора и удерживаемый
пружиной.


Рис. 2. Схема магнитного тахометра;
1 - постоянный магнит; 2 -ротор; 3 - ось со стрелкой; 4
-
пружина.


Отклонения диска, жёстко связанного
со стрелкой, регистрируются на шкале. Электрические Т. могут быть электромашинными
или электронными. В электромашинном Т. эдс генератора постоянного или переменного
тока пропорциональна угловой скорости, измерив к-рую можно определить частоту
вращения вала; показания передаются дистанционно на шкалу измерит, прибора.
Принцип действия электронного Т. основан на преобразовании импульсов тока,возникающих
в первичной цепи системы зажигания при размыкании контактов прерывателя,
в ток, направляемый к магнитоэлектрич. указательному прибору. Частота импульсов
в первичной цепи пропорциональна частоте вращения вала двигателя. А.
А. Сабинин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я