ТАНКЕР

ТАНКЕР (англ, tanker, от tank
- цистерна, бак, резервуар), наливное судно, судно для транспортировки
жидких грузов наливом. Т. перевозят сырую нефть и продукты её переработки,
сжиженные газы, пищ. продукты (растит, масло, молоко, патоку, китовый жир,
вино и др.), химикалии (кислоты, спирт и др.), расплавленную
серу, асфальт, пресную воду и т. п. Со
2-й пол. 19 в. нефть и нефтепродукты начали перевозить наливом в трюмных
ящиках (вкладных цистернах) или непосредственно в корпусе (ранее
нефть перевозили на судах в бочках). Впервые перевозка наливом была
осуществлена в России в 1873 на Каспийском м. судовладельцами бр. Артемьевыми
на деревянной парусной шхуне "Александр"; позднее строились деревянные
и металлич. наливные баржи для перевозки нефти по Каспийскому м. и Волге.
В 1878 был построен первый рус. наливной жел. пароход "Зороастр" грузоподъёмностью
250 т с 8 цилиндрич. вкладными цистернами, к-рые впоследствии были
сняты, а нефть наливалась прямо в трюмы. Рус. паровой Т. "Спаситель" грузоподъ
ёмкостью 670 т, в осн. чертах послуживший прообразом для совр. Т.,
был сооружён в 1882, на 4 года раньше англ, парового Т. "Глюкауф" дедвейтом
ок. 3000 т почти такой же конструкции. К сер. 1974 флот
Т. составил почти половину объёма мирового гражд. флота, всего на это время
англ. "Регистром судоходства Ллойда" зарегистрировано 7855 Т. общей валовой
вместимостью ок. 155 млн. per. т (учитывая суда вместимостью не
менее 100 per. т). К нач. 1975 общий дедвейт строившихся или заказанных
1268 Т. дедвейтом не менее 2000 т составил 168 млн. т, почти
82% от объёма заказов всего мирового флота. Т. представляет собой однопалубное
самоходное судно с машинным отделением, жилыми и служебными помещениями
в корме, с продольной (иногда поперечной по бортам) системой набора
корпуса судна,
обычно без двойного дна в грузовых танках. Грузовые
помещения разделены неск. поперечными и 1-3 продольными переборками (в
зависимости от размеров Т.) на танки, нек-рые из к-рых служат только для
приёма водяного балласта. Доступ в танки - через палубные горловины небольшого
размера с непроницаемыми крышками. Погрузку Т. одним или неск. сортами
груза ведут береговыми средствами, разгрузку - судовыми насосами по проложенным
по палубе и в танках трубопроводам. Для подогрева застывающих грузов (парафинистой
нефти, мазута, битума и др.) танки оборудуют теплообменниками -змеевиками,
по к-рым пропускают водяной пар. Т. снабжают средствами предотвращения
пожаров и борьбы с ними (напр., установками для заполнения танков инертным
газом, объёмного и поверхностного тушения с помощью пара, пены, мелкораспылённой
воды). С целью улучшения мореходных качеств Т. при ходе без груза
предусматривается приём водяного балласта в балластные, а также грузовые
танки, к-рые оборудуют системой мойки горячей водой под давлением и средствами
очистки нефтесодержащих вод. Для предотвращения разъедания внутр. поверхностей
танков их защищают антикоррозийными покрытиями, танки Т.-химовозов иногда
изготавливают из коррозийностойких материалов. Т.-нефтевозы принадлежат
к числу самых больших трансп. судов. В 1975 строились Т. дедвейтом ок.
550 тыс. т, дл. 400 м и шириной 63 м, высота их борта
35м, осадка 28,5 м, гл. двигатели - 2 паровые турбины мощностью
по 26 800 кет (32 400 л. c.). Малые и средние Т. обычно
оборудуются дизельными энергетич. установками, на крупных Т. преобладают
паротурбинные установки.Э. Г. Логвинович.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я