ТАНК

ТАНК (англ, tank, осн.
значение - цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина.
Т. способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает
надёжной броневой и спец. защитой от средств поражения и высокой подвижностью
на местности; может преодолевать препятствия и заграждения.




Первые проекты боевой бронированной
машины, назв. впоследствии Т., были предложены в России (1911-15) инж.
В. Д. Менделеевым, А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании
Де Молем (1912), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913), но они не получили
развития, хотя боевая машина Пороховщикова ("Вездеход") была изготовлена
в мае 1915. Англичане к осени 1916 создали неск. десятков Т. ("Марка-1")
и 15 сент. первыми применили их в сражении на р. Сомма (32 машины)
во время 1-й мировой войны 1914-18.



Первые англ. Т. представляли собой
стальную клёпаную коробку ромбовидной формы (рис. 1) с чугунными,
позже стальными гусеницами, имели на вооружении 2 пушки и 4 пулемёта (позже
2 пушки и 5 пулемётов), броня защищала от пуль и лёгких осколков
снарядов. Экипаж вёл наблюдение через незащищённые щели. Скорость хода
Т. вне дорог составляла 1-3 км/ч. Франц. Т. "Шнейдер", "Сен-Шамон",
впервые применённые 16 апр. 1917 в боях под Шменде-Дам, отличались от английских
гл. обр. формой корпуса, вооружением, расположением гусениц (рис. 2),
наличием подрессоривания корпуса. В ходе войны Франция в основном производила
лёгкие Т. "Рено". У немцев первые образцы Т. (A-7-V и A-7-UU) появились
в 1918 (по конструкции они были аналогичны тяжёлым англ. Т.). К
концу войны в США выпускались англ, тяжёлые Т. "Марка-V" и "Марка-VIII"
с амер. двигателями, а также франц. "Рено".



За время войны было выпущено в Великобритании
- 2900, Франции - 6200, США - 1000, Германии - 100 Т. (см. табл. 1).
После войны ведущими иностр. гос-вами по произ-ву Т. были Великобритания
и Франция, а с 30-х гг.- Германия (после прихода к власти фашистов).



Табл. 1. -Основные тактико-технические
данные танков периода 1-й мировой войны 1914 - 18




























































































































































 


Великобритания


Франция


"Марка-1"


"Марка-УШ"


"Сен-Шамон"


"Рено"


 


28


44


24


6,5


Экипаж,
чел.


8(7)


12


9


2


Пушки,
кол-во; калибр, мм


2-57


2-57


1-75


1-37


Пулемёты,
кол-во 


4


5


4


1


Толщина
брони, мм 


5-10


6-16


11


6-16


Макс, скорость,
км/ч 


4,5


8


8,5


9


Рис. 1. Первый опытный английский танк.
1916.



Рис. 2. Французский танк "Сен-Шамон".
1916.



Рис. 3. Первый советский танк "Борец
за свободу тов. Ленин". 1920.



Рис. 4. Советские танки 30-х гг.:
1 -лёгкий Т-26; 2 - лёгкий БТ-7; 3- средний Т-28; 4 - тяжёлый Т-35.



Первый сов. Т. (рис. л) вышел в испытательный
пробег 31 авг. 1920. Он получил назв. "Борец за свободу тов. Ленин". С
1928 начался выпуск лёгких танков МС-1 ("малый, сопровождения, образец
первый"). Они были тихоходными, с небольшим запасом хода. МС-1 применялись
во время сов.-китайского конфликта 1929. В 1931-39 было налажено произ-во
малых (Т-37), лёгких (Т-26, БТ), трёхбашенных средних (Т-28) и пятибашенных
тяжёлых (Т-35) Т. (рис. 4). Неск. башен ставилось с целью усиления
огневой мощи Т. Основными Т. были лёгкий тихоходный гусеничный Т-26 и быстроходный
колёсно-гусеничный БТ. Т-26 и БТ применялись в боевых деиствиях у оз. Хасан,
на р. Халхин-Гол, в сов.-финл. войне 1939-40, а также в начале Великой
Отечеств, войны 1941-1945. К 1940 были созданы новые образцы Т.: малый
Т-40, лёгкий Т-50, среднийТ-34 и тяжёлый KB, к-рые по боевым свойствам
значительно превосходили предшествующие им отечественные и однотипные зарубежные
Т.



Осн. типами Т. (см. табл. 2) во время
2-й мировой войны 1939-45 (рис. 5, 6 и 7) были средние Т., роль тяжёлых
Т. возрастала, а лёгких снижалась, и их произ-во в ряде стран (СССР, Германия)
прекратилось. На базе Т. во время войны были созданы самоходно-артиллерийские
установки
(САУ). В 1939-45 было выпущено Т. и САУ: в СССР (с
1.7.1941 по 30.6.1945) - 95 099, Германии -65 100, США - 103 096,
Великобритании - 25 160, Канаде - 5815, Японии - 3648.



Табл. 2. - Основные тактико-технические
данные танков периода 2-й мировой войны 1939 - 45




























































































































































































































































 


СССР


Германия


Великобритания


США


 


Т-34


KB- 1


ИС-2


T-III


T-IV


T-V


T-VI-H


"Черчилль"


"Шерман"


Масса,
т


28(32)


47,5


46


23


24,6


45


56


45


32


Экипаж,
чел.


4(5)


5


4


5


5


5


5


5


5


Пушка,
калибр, мм


76(85)


76


122


37(50)


75


75


88


40(75)


75


Пулемёты,
кол-во, калибр, мм


2-7,62


4-7,62


4-7,62


2-7,92


2-7,92


2-7,92


2-7,92


2-7,92


1-7,62


Толщина
брони, мм


45-52 (45-90)


75-100


90-120


30-50


30-50


80-100


100


95-152


1 - 12,7
38-76


Макс, скорость,
км/ч


55


35


37


55


50


46


38


28


48


Рис. 5. Советские танки 2-й мировой
воины: 1 - Т-31-85; 2 - КВ-1: 3 - ИС-2.



Рис. 6. Немецкие танки 2-й мировой
войны: 1 - T-III; 2 - T-IV; 3 - T-VI ("Тигр").



Рис. 7. Танки 2-й мировой войны:
1 -английский танк "Черчилль"; 2 - американский танк "Шерман".



Осн. части совр. Т.: броневой корпус,
башня (см. Броневая башня), комплекс вооружения (осн. и вспомогат.
оружие, комплект боеприпасов), а также приборы наблюдения, прицеливания
и др. устройства, силовая (моторная) установка, силовая передача
(трансмиссия) с приводами управления, ходовая часть, электрооборудование,
средства связи, системы противопожарного оборудования, противоатомной
защиты и др. Корпус и башня Т. объединяют в единое целое все его составные
элементы и предназначены также для защиты экипажа, агрегатов и топлива
от боевых поражений и повреждений при преодолении препятствий. В башне
монтируется осн. вооружение. Вращение башни производится при помощи ручного
и электрич. или электрогидравлич. приводов. Корпус и башня Т. изготавливаются
из легированной броневой стали. Корпус, как правило, выполняется из катаных
броневых листов, соединённых при помощи сварки, иногда применяются и цельнолитые
корпуса (напр., у амер. танка M60AI). Башни обычно бывают литыми,
реже встречаются сварные. Т. имеют противоснарядное бронирование, а
лёгкие - противопульное. Внутр. объёмы корпуса у совр. Т. делятся на отделения:
управления, в к-ром находится механик-водитель; боевое, где размещаются
командир Т., наводчик орудия, заряжающий, а также полный комплекс
вооружения Т.; силовое (моторно-трансмиссионное). Топливо, как
правило, находится в баках, располагающихся во всех отделениях,
а иногда и в дополнит, баках снаружи Т. (рис. 8).



Осн. оружие <- специальная
пушка, вспомогательное <- спаренные с пушкой и зенитные пулемёты.
На осн. типе Т. устанавливается нарезная или гладкоствольная пушка 105-мм<
калибра и более. В комплект боеприпасов входят бронебойные,
подкалиберные, кумулятивные снаряды и снаряды с пластич. взрывчатым
веществом (для разрушения сооружений и поражения живой силы). Точность
стрельбы достигается применением стабилизаторов вооружения в вертикальной
и горизонтальной плоскостях, приборов для стрельбы днём и ночью.
Воздух очищается фильтро-вентиляц. установками. На Т. устанавливаются специальные
четырёхтактные и двухтактные поршневые двигатели жидкостного и возд. охлаждения.
Ёмкость внутр. топливных баков до 1500 л, запас хода на одной заправке
при движении по шоссе св. 500 км.



В качестве механизмов поворота применяются
многорадиусные механизмы, облегчающие поворот Т. при движении на высоких
скоростях, а в качестве приводов управления агрегатами трансмиссии - сервоприводы
(особенно гидроприводы), облегчающие управление движением. Органы
управления поворотом С 60-х гг.
в результате сближения осн. боевых свойств средних и тяжёлых Т. стали выпускать
один осн. тип Т., предназначенный для решения широкого круга боевых задач.
Во мн. странах на вооружении находятся также лёгкие плавающие Т. (см. Танк
плавающий),
предназначенные гл. обр. для разведки, и Т. усиления
с ракетно-пушечным вооружением (напр., танк М60А2 в США).вместо
традиц. рычагов в нек-рых конструкциях Т. выполняются в виде штурвалов.
Плавности хода на высоких скоростях движения достигают установкой мощных
гидравлич. демпферов (амортизаторов). Для увеличения срока службы
и кпд гусеничных цепей применяются траки с резинометаллич. шарнирами (общий
вид совр. Т. показан на рис. 9). Герметизация позволяет Т. преодолевать
с небольшой по времени подготовкой броды глуб. до 2 м. При оснащении
оборудованием для подводного вождения они преодолевают по дну водные преграды.
Для ориентирования на местности применяется навнгац. аппаратура, включающая
электронно-вычислит. курсоуказатели и автоматич. курсопрокладчики. Т. разрабатываются
с учётом изменения пушечного вооружения; увеличения толщины броневых деталей
и придания наиболее ответственным из них (прежде всего лобовым) больших
углов наклона к вертикали п дифференцированного распределения толщин брони
в зависимости от вероятности поражения; повышения подвижности, увеличения
удельной мощности, внедрения дизелей, обеспечивающих более экономичный
расход горючего, обеспечения многотопливности двигателей, увеличения ёмкости
топливных баков.



Табл. 3. - Основные тактико-технические
данные современных зарубежных танков


























































































































































































































 


США


Великобритания


Франция


ФРГ


 


М60А1


М60А


Шеридан


"Чифтен"


АМХ-30


"Леопард"


Масса,
т


46,3


48


15,2


52


36


40


Экипаж,
чел.


4


4


4


4


4


4


Пушка,
калибр, мм


105


152


152


120


105


105


Пулемёты:
спаренный с пушкoй; кол-во, калибр, мм


1-7,62


1-7,62


1 - 7,62


1-7,62


1-7,62


1-7,62


зенитный;
кол-во, калибр, 

ММ



1 - 12,7


1-12,7


1 - 12,7


1-7,62


1-12,7


1 - 7,62


Мощность
двигателя, л . с.


750


750


335


700


720


830


Макс, скорость,
км/ч, и запас хода по шоссе, км


48-500


48-450


69-480


41-400


65-500


64-600


1 л. с, = 0,736 кет.



Рис. 8. Компоновочная схема танка
Т-54.



Рис. 9. Современные танки: 1 - советский
Т-55; 2 - американский M6OAI; 3 немецкий (ФРГ) "Леопард"; 4 - английский
"Чнфтен".



Лит.: Танки и танковые войска,
М., 1970; Мостовенко В. Д., Танки, 2 изд., М., 1958; Косырев Е. А., Орехов
Е. М., Фомин H. H., Танки, М., 1973; Хейгль Ф., Танки. Справочник, пер.
с нем., 2 изд., ч. 1 - 2, М., 1936 - 37; H е рсесян М. Г., Каменцева Ю.
В., Бронетанковая техника армии капиталистических государств, М., 1964.
Л. В. Сергеев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я