ТАНЕЦ

ТАНЕЦ (польск. taniec, от
нем. Tanz), вид искусства, в к-ром средством создания художеств,
образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник
из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и
эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно
подвергались художеств, обобщению, в результате чего сформировалось
иск-во Т., одно из древнейших проявлений народного творчества.
Первоначально
связанный со словом и песней, Т. постепенно приобрёл самостоят, значение.
У каждого народа сложились танц. традиции. На основе нар. Т. начал создаваться
сценический
танец.
В проф. театр, иск-ве Т. достиг высокого развития и был научно
систематизирован. Образовались различные танц. системы: европ.
классический
танец -
осн. система совр. балета, танц. системы стран Азии
(напр., инд. катхак, катхакали, манипури, тамаша и др.)
и
Африки. Нар. танцы явились также прообразом
бального танца. Т. как
один из видов иск-ва служит средством идейно-эмоционального воздействия.
Совершенство танц. образов определяется их содержанием и формой. Осн. средства
выразительности в Т.: гармонич. движения и позы, пластика и мимика, динамика,
темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Т. обогащается
и конкретизируется костюмом, театр, реквизитом. В балете Т. обогащается
драматургией, что придаёт ему особую силу воздействия. Простейшая форма
танц. движения -темп; па образуют различные танц. сочетания.
Организация
Т. во времени подчинена законам определённой муз. системы. Измеряется
Т. теми же длительностями, что и музыка.


Большое влияние на развитие европ.
танц. культуры имело танц. иск-во Др. Востока и античности: религ. празднества
в Ассирии и Египте, Т. в честь Аполлона, Вакха и др. богов, "пиррические"
-военные, атлетические были обязательной частью представлений греч. антич.
театра. В эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появились танцовщики-пантомимисты.
В Др. Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистич. Т., к-рый
позднее, во 2-5 вв. н. э., получил развитие в пантомиме. В годы
средневековья Т. подвергался гонениям со стороны духовенства. В дальнейшем
происходила постепенная театрализация танца (жонглёры, шпильманы, скоморохи).
В
15-16 вв. исполнялись сюжетные танц. сцены -морески, создавались
трактаты и учебники Т. В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей иск-во
Т. обогащалось новой техникой. Франц. королев. Академия танца (осн. 1661)
выработала танц. систему, получившую впоследствии назв. классич. танца.
В результате реформы муз. театра (оперная реформа К. Глюка) появилась новая
структурная форма балетного спектакля, к-рая помогла балету выделиться
в самостоят, вид иск-ва. В эпоху Просвещения углубляется эмоционально-драматич.
содержание Т. Возникает форма действенного Т.- иа д'аксьон, получившая
развитие в романтич. балете. На протяжении 2-й пол. 19 в. разрабатывался
новый, виртуозный стиль Т., этому способствовало появление спец. обуви
(пуанты),
дававшей
возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться
на пальцах. В кон. 19 в. сценич. Т. обогатили композиторы-симфонисты
П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов
(возникли танц. лейтмотив, согласованность Т. солистов и кордебалета и
др.).


В балетных спектаклях выработалась
особая танц. форма - характерный танец, к-рый вобрал в себя сценич.
обработки нар. танцев. В дальнейшем интерес к нар. Т. усиливается, его
используют мн. рус. балетмейстеры -М. М. Фокин, К. Я. Голейзовский, Ф.
В. Лопухов и др. В то же время идёт процесс создания новых форм и разрушения
традиц. структурных канонов сценич. Т. (па-дедё, па-де-труа, гран па
и
др.). В конце 19 в. возникло новое направление, условно именуемое Т. "модерн"
(свободный, пластин, или ритмопластич. Т.), истоками связанный с
методом Ф. Дельсарта и системой Э. Жак-Далькроза. На формирование
Т. "модерн" оказало также влияние иск-во А. Дункан. В 40-60-е


гг. в странах Европы и в США наблюдался
процесс взаимодействия и взаимообогащения Т. "модерн" и классического.
Получает развитие и эстрадный танец, отличающийся стремлением исполнителей
и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразит, средств, остроте исполнения.
Особенное распространение танц. иск-во получило в СССР, где развита сеть
самодеятельных художеств, коллективов, а также проф. ансамблей танца (см.
Ансамбли
песни и пляски).
У народов, не имевших в прошлом развитой танц. культуры
или утерявших её (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои нац. Т. Сов.
балетмейстеры используют классич. Т. как наиболее совершенную танц. систему.
На основе рус. балетной школы развивается самобытный балет в нац. республиках.
В хореографических уч-щах СССР принята единая система преподавания. Созданы
учебники и пособия по нар., классич., характерному, бальному Т.


Лит.: Худеков С. H., История
танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-18; Л у к и а н, О пляске, Собр. соч., т. 2,
М.- Л., 1935; Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного
танца, Л.- М., 1939; Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд.,
Л.- М., 1948; Ивановский H. П., Бальный танец XVI - XIX вв., Л.- М., 1948;
Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец, М., 1963; см. также
лит. при ст. Балет. Е. Я. Суриц.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я