Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ваны на симметричной композиции
элементов орнамента и контрастном сопоставлении предельно интенсивных пятен
цвета, а также на сочетании стилизов. изображений (змей, следов животных,
рогов козла или барана, луны, солнца, цветов, плодов) с геом. мотивами
(розетки, зигзагообразные стебли, треугольники, арки), нередко дополненными
символами (плод граната-символ плодородия), эмблемами (чайник -
знак гостеприимства). Высоким мастерством исполнения отличаются
ювелирные изделия из Ура-Тюбе и Куляба, отличающиеся декоративными и сложноузорными
сочетаниями серебра и цветных камней или стекла, и чеканные сосуды из УраТюбе.
Своеобразно нар. иск-во ГорноБадахшанской автономной области.



Искусство Советского Таджикистана.
Архитектура Сов. Т. за короткий срок прошла путь развития от 1-этажных
глинобитных или сырцовых домов до благоустроенных городов, развивающихся
по ген. планам (Душанбе, Ленинабад -1939, арх. В.- Г. Веселовский
и др., 1968 - арх. В. Г. Веселовский, С. H. Самонина; Куляб - 1939, арх.
А. И. Андржейкович, 1960-е гг.- арх. В. А. Бугаев; Курган-Тюбе - 1939,
арх. И. Е. Ткачёв,1960-е гг.- арх. X. А. Зухуриддинов), и комфортабельных
совр. жилых и обществ, зданий. В градостроительстве 30-х - нач. 40-х гг.
использовался принцип периметральной застройки. В архитектуре обществ,
зданий господствовали классицистич. формы, как правило, в соединении с
элементами ср.-век. ср.азиат. архитектуры. Для архитектуры массовых жилых
и культурно-бытовых зданий характерны 1-2-этажные небольшой протяжённости
постройки. В 30-е гг. старые стройматериалы (сырцовый кирпич, глина, камень,
дерево) постепенно вытесняются новыми (жжёный кирпич, бетон и железобетон).
В 1945-55 значительно возросли темпы стр-ва, снизившиеся в воен. годы;
в застройке городов осн. место заняли типовые 2-3-этажные жилые кирпичные
дома. Во 2-й пол. 50-х гг. в связи с бурным ростом городов в условиях горного
ландшафта и высокой сейсмичности Т. возникает проблема повышения этажности
зданий, к-рая решается с введением индустр. методов стр-ва. После 1960
архитекторы Т. переходят к созданию микрорайонов с совр. системой обслуживания
и многоэтажными (от 4-5 до 9) крупнопанельными и кирпичными жилыми
домами с солнцезащитными устройствами (ген. план реконструкции Душанбе,
Ленинабада и др. городов). В связи с широким развитием пром-сти строятся
новые города (Нурек, Регар, Яван). Возводятся первые каркасно-панельные
сооружения, продолжаются поиски наиболее эффективных сейсмически устойчивых
конструкций. В 60-х -нач. 70-х гг. в архитектуре Т. совр. конструктивные
формы всё органичнее сочетаются с традиц. декором, орнаментальными
росписями и резьбой по ганчу и дереву в исполнении нар. мастеров.


Ранний этап развития изобразит, иск-ва
Сов. Т. (1920-е гг.) связан с Самаркандом, с созданием первых политич.
и агитац. плакатов, илл. для сатирич. журналов ("Машраб", "Мушфнки", "Бигиз"),
с оформлением школьных учебников и произв. тадж. сов. лит-ры (художники
Л. Л. Бурэ, В. H. Еремян, Г. H. Никитин, Азамхон Сиддики). С образованием
Тадж. ССР (1929) центром художественной жизни Т. становится Душанбе. В
кон. 20-х - нач. 30-х гг. в Т. приезжают работать художники Е. Г. Бурцев,
М. Г. Новик, П. И. Фальбов и др., силами к-рых было создано организац.
бюро Союза художников Т. Первые респ. выставки показали активную работу
живописцев Е. Г. Бурцева, А. Ашурова, А. H. Камелина, П. И. Фальбова, М.
Хошмухамедова. Художники стремились к достоверности и социальной заострённости
изображаемых явлений, искали пути реалистич. обобщения жизненного материала,
типизации и отражения местной специфики, овладевали методом социалистич.
реализма. В кон. 30-х гг. в Т. приезжают работать живописцы Г. H. Тимков,
Б. Г. Шахназаров, театр, художники Е. Г. Чемодуров, В. И. Фуфыгин; в художеств,
жизни Т. участвуют моек. худ. В. Л. Сидоренко и И. А. Ершов. Подготовка
к 1-й декаде и выставке тадж. иск-ва в Москве (с участием моек, театр,
художников В. Ф. Рындина, К. Ф. Кулешова и неоднократно приезжавших в Т.
графика П. H. Староносова, живописца H. Г. Котова и др.) вызвала новый
подъём творч. сил. Художники Т. обратились к большим тематич. картинам,
монумент, многофигурным композициям.


Жилой дом в Ленинабаде. Плафон и
карниз. Роспись по дереву. 20 в.


А. А л и мд ж а н о в.


Столик. Резьба по дереву.1939.


Строительство в Таджикистане 1960
-70-х гг. 1. Дом связи в Курган-Тюбе. 1964-65. Арх. П. Я.
Кузьменко, пнж. 3. М. Ярмолинский. 2. Каркасно-панельный жилой дом в Душанбе.
1973. Арх. И. А. Введенская, инж. М. Рустамкулов. 3. Типовые крупнопанельные
жилые дома в Душанбе. 1974.


В годы Великой Отечеств, войны особое
развитие получает графика: агитац. и политич. плакат ("Окна ТаджикТА"),
карикатура (А. М. Орлов, М. Хошмухамедов, С. А. Краснопольский и др.).
В 1945-50-е гг. значительно увеличилось число художников с проф. образованием.
Наряду со станковой живописью (А. Ашуров, А. H. Камелин, H. Г. Кузьмин,
H. А. Матасов и др.) развивается монументально-декоративное (С.
Е. Захаров, И. А. Абдурахманов) и театр.-декорац. (М. М. Мухин, М. H. Шипулин)
иск-во, книжная графика (В. И. Серебрянский, П. В. Зобнин, С. А. Краснопольский),
скульптура (Е. А. Татариноза). Лучшие произв. этих лет свидетельствуют
о наличии в тадж. иск-ве цельной художеств, концепции, основанной на внимательном
отношении к натуре и поэтически образном восприятии действительности. 1960-е
гг. выделяются высоким развитием изобразит, иск-ва, разнообразием
творч. индивидуальностей (А. Т. Аминджанов, А. О. Ахунов, В. М. Боборыкин,
К. Жумагазин, А. H. Камелин, А. Рахимов, П. И. Фальбов, 3. Хабибулаев,
X. Хушвахтов), проявлением новых тенденций -активизацией отношения
к окружающей действительности (интерес к остросовр. тематике), обогащением
художеств, средств (поиски в области цвета, композиции и рисунка),
многообразием жанров, развитием портрета (И. Л. Лисиков). Больших
успехов достигают графики в области книжной иллюстрации (С. И. Вишнепольский,
К. В. Туренко, В. П. Фомин) и плаката (С. А. Краснопольский).


В сор. время в Т. успешно развивается
декоративно-прикладное иск-во (художеств, ткачество, ковроделие, ручная
и машинная вышивка, керамика, ювелирное иск-во). Локальные особенности
монумент, резьбы и росписи по дереву и ганчу нашли выражение в творчестве
нар. мастеров-орнаменталистов Ю. Баратбекова, М. Алимова, С. Нуритдинова.
Лучшие традиции нар. иск-ва получили творч. развитие в работах мастера
набойки Рахима Юлдашева, орнаменталиста Юсуфджана Рауфова, известных керамистов
Ашурбая Мавлянова и Сайфи Сахибова, вышивальщицы Зульфии Бахриддиновой
и др.


Илл. см. на вклейках - к стр. 33
и табл. XI, XII, XIII, XIV (стр. 192-193).


Лит.: Воронина В. Л., Народная
архитектура Северного Таджикистана, М., 19591 Искусство Таджикского народа,
в. 1 - 3, Душ., 1956-65; История искусства народов СССР, т. 1-3, 7, М.,
1971-74; Литвинский Б. А., 3 е и м а л ь Т. И., Аджина-Тепа, М., 1971;
В е с е л о вскийВ.Г., Гендлин Д. Д., Архитектура Советского Таджикистана,
М., 1972; Искусство Таджикской ССР. [Альбом, автор вступ. ст. Л. Айн и,
Л., 1972]; С т авиский Б. Я., Искусство Средней Азии. Древний период. VI
в. до н. э.- VIII в. н. э., М., 1974; А ш р а фи М. М., Персидско-таджикская
поэзия в миниатюре XIV-XVII вв., Душ., 1974; Очерки о художниках Таджикистана,
Душ., 1975.Л. С. Айни, В. Г. Веселовский, В. А. Мешкерис.


XVI. Музыка


Историч. корни муз. культуры таджиков
связаны с древними гос-вами Бактрией, Согдом и Уструшаной. Тадж. музыка
развивалась как одноголосное иск-во устной традиции - народное и нар.-профессиональное.
Нар. музыку условно делят на 3 стиля: северный [Ленинабадская обл.; к нему
приближается муз. культура Бухары и Самарканда (ныне в Узб. ССР),
имеющая в то же время свои характерные черты], центр. (Кулябская обл.)
и
памирский (ГорноБадахшанская АО). Жанры нар. музыки многообразны:
героич. эпос (один из популярных и древнейших образцов - "Гуругли", Кулябская
обл.), трудовые песни "майда", или "хуп-хуп" (Сев. Т.), семейно-бытовые
(колыбельные -"алла", а на Памире "лалайик"), обрядовые [календарные -
"бойчечак" (Сев. Т.), "гулгарджи" (Каратегин и Дарваз), жатвенные-"мандог"
(Каратегин и Дарваз), свадебные -"накш" (муж. песня), "ёр-ёр"
(женская, Сев. Т.), "ша омад" (Памир), похоронные- "садр"
(Сев. Т.), "фалак" и "маддох" (Памир)], лирические, в т.
ч. "гариби" - чужбинные (Сев. Т., Кулябская обл.), "рубоиёт"(Куляб, Памир),
"ашула","байт", "мошоба" (Сев. Т.), "фалак" (Куляб), "даргилик"
(Шугнан), "булбулик" (Вахан). Широко бытует инструм.музыка.


Тадж. нар. музыка диатонична, для
неё характерны натуральные лады, встречается и лад с увелич. секундой между
2-й и 3-й ступенями. В исполнит, практике широко применяются мелизмы (форшлаги,
глиссанди), а также приём нола (опевание одного звука другими, не имеющими
точной высоты). Своеобразна структура нар. песни. Наиболее типична:
а-b-с-b. В песнях с развёрнутой мелодикой схема принимает вид: а-b-с-b-d-b,
где "b", "c" и "d" являются вариантами напева. Существуют жанры вок.-инструм.
и инструм. музыки, состоящие из 2 или 3 контрастных разделов: медленное
импровизированное вступление, основная напевная часть и уфар - раздел танц.
характера, интонационно близкий к предыдущему. Диапазон напева охватывает
интервалы от терции до октавы. Часто увеличение его происходит за счёт
опевания крайних звуков. Наиболее широким диапазоном и развёрнутой мелодией
обладают песни Сев. Т., близкие по характеру и ладоинтонационному строю
к нар. классич. песенности. Многообразна метроритмика нар. музыки: распространён
шестидольный размер, а также 5/7/8/3/3/в нар. творчестве появляются мелодии с маршевыми ритмами,
энергичными
квартовыми интонациями, чёткой гармонич. основой ("Пролетарий Бухары",
"Песня о Ленине", "Красноармейцы" и др.). На иран., азерб. и рус.
популярные напевы поются новые тексты. Среди нар. инструментов: дутар,
думбрак (струнно-щипковые), кашгарский рубаб, танбур (плекторные),
гиджак (смычковый), най, карнай, сурнай (духовые),
чанг (цимбалообразный, а также язычково-щипковый - женский), таблак,
нагора, дойра, занг, кайрок (ударные). На Памире - сетор (струннощипковый),
бландзиком (струнно-плекторный), даф (ударный). В совр. нар.
музицировании бытуют аккордеон, мандолина, тар. Распространено сольное
вокальное исполнительство 6 аккомпанементом либо одного инструмента,
либо
ансамбля инструментов. Популярен жанр лапара (дуэт-диалог юноши и девушки).
Обрядовые песни исполняются антифонно и хором в унисон.


Нар.-проф. классич. музыка устной
традиции (традиц. музыка) - городская культура. Её представители
- созанда (певицы и танцовщицы), мавригихоны (певцы), макомисты
(одновременно певцы и инструменталисты). Вершина классич. музыки
-"Шашмаком", к-рый сформировался в Бухаре, Самарканде и Ходженте
(9-18 вв.). Состоит из макомов "Бузрук", "Рост", "Наво", "Дугох",
"Сегох", "Ирок". В них широко используются газели поэтов-классиков Рудаки,
Хафиза, Джами, Камола, Сзади, Хилоли, Зебуниссо, Бедиля, Навои, Фузули
и др. Осн. муз. инструменты, участвующие в исполнении "Шашмакома", -танбур
и дойра, а также различные ансамбли народных инструментов. Развитие
классич. музыки связано с именами певцов и музыкантов кон. 19 - нач. 20
вв.- Ота Джалол, Ота Гиес, Ходжа Абдулазиз, Домулло Халим Ибадов, Леви
Бабаханов, Содирхон. В 20 в. выдвинулись Т. Давлятов, К. Исрофилов, Б.
Наджмиддинов, У сто Пул от, Хакимов и др. "Шашмаком" записан в совр. нотации
его исполнителями Б. Файзуллаевым, Ш. Сахибовым и Ф. Шахобовым (изд. 1950-67).


Богатые муз. традиции явились предпосылкой
развития муз.-теоретич. мысли. Среди первых трактатов по музыке -труды
учёных Бл. Востока, Ср. Азии и Ирана: аль-Фараби (9-10 вв.), Ибн
Сины (10-11 вв.), Сафиаддина Урмави (13 в.), аль-Амули (14
в.), Абдуррахмана Джами, Зайнулабиддина Хусейни, Ходжа Абдулкадира
(все -15 в.), Наджимиддина Кавкаби Бухорои (16 в.), Дарвеша
Али Чанги (17 в.).


Установление Сов. власти в Т. явилось
новой вехой в развитии муз. культуры. Появляются такие песни, как "Марш
свободы" (слова С. Айни, на мелодию "Марсельезы"), "Интернационал"
(в пер. на тадж. яз. М. Рахими и А. Лахути), песня Лахути "Мы -
дети рабочих" (на мелодию "Смело, товарищи, в ногу") и др., к-рые отразили
социальные преобразования в республике и обогатили новыми интонациями и
ритмами тадж. музыку. Параллельно с нац. традициями монодич. иск-ва
рождаются жанры многоголосной музыки, появляются муз. драма, опера, балет,
произв. для симф. оркестра. Создаются муз. уч. заведения: муз. техникум
в Ленинабаде (1929), Художеств, комбинат (на уровне школы) в Душанбе
(1934), где воспитывались художники, музыканты и танцовщики (с 1937 - муз.-балетная
школа). Наряду с изучением тадж. нар. и классич. музыки было введено обучение
европ. муз. грамоте. Важную роль в этом процессе сыграли музыканты
и педагоги различных национальностей: H. H. Миронов, А.
М.
Листопадов, H. Руднев, С. А. Баласанян, А. С. Ленский, С. Ю. Урбах, В.
Шарф, Д. С. Айрапетянц, М. Калантаров, Л. Г. Кауфман, П. С. Мирошниченко,
Е. Прокофьев и др. В 1929 в Душанбе открылся драматич. театр, из состава
к-рого в 1934 выделилась муз. труппа, ставившая муз. драмы (с 1936-Тадж.
муз. театр, см. Таджикский театр оперы и балета). Событием стало
музыкальное представление "Лола" Баласаняна и Урбаха (1938) на текст Лахути.
В 1939 пост, первая тадж. опера "Восстание Восе" ("Шуриши Восе") Баласаняна.
В 1938 открылась Тадж. филармония, организован научно-исследоват. (фольклорный)
кабинет
музыки.


В годы Великой Отечеств, войны 1941-45
композиторы создают произв. с остро злободневным содержанием, направленным
на борьбу с фашизмом: муз. драма "Песня гнева" Баласаняна (пост. 1942),
муз. комедия "Розия" Баласаняна и 3. Шахиди (пост. 1942<), муз. драма
"Золотой кишлак" И. О. Рогальского по пьесе М. Миршакара (1944, Хорог),
песни 3. Шахиди, Ф. Салиева, Ш. Бобокалонова, H. Пулатова. В 1946 был создан
гос. гимн Тадж. ССР (слова Лахути, музыка С. Юдакова).


Во 2-й пол. 40-х и в 50-е гг. появились
значит, оперы: "Тахир и Зухра" (пост. 1944) и "Невеста" (1946) Ленского,
"Бахтиор и Ниссо" Баласаняна (пост. 1954),< "Пулат и Гульру" Ш. Сайфиддинова
(пост. 1957). Создаются произв. для симф. оркестра-"Таджикская рапсодия"
Салиева (1947), "Праздничная увертюра" А. Хамдамова (1958), концерт для
фп. с оркестром (1955) и симф. поэма "Памяти Рудаки" Я. Сабзанова (1958);
кантаты -"Цвети, Таджикистан" Сайфиддинова (1954), "К партии" Д.
Ахунова
(1960), песня-кантата "Слава партии" Сабзанова (1956)
и др.


В 60-70-х гг. ярко выявилось стремление
композиторов к обогащению музыкального языка современными средствами выразительности
в произв. разных жанров, к претворению в них глубинных фольклорных пластов.
Появляются оперы на социально значительные темы: "Возвращение" Сабзанова
(пост. 1967), "Проклятый народом" Д. Дустмухаммедова (пост. 1973),
а также "Хосият" Ленского (пост. 1964). Выделяются оперы "Комде и Мадан"
3. Шахиди (пост. 1960), "Знатный жених" Урбаха (на рус. яз., пост. 1964),
"Шерак" С. Хамраева (пост. 1970), "Парасту" А. Одинаева (пост. 1970). Обращаются
композиторы и к жанру оперетты ("Девушка из Душанбе" 3. Шахиди, 1967; "Живая
вода" Г. С. Александрова, 1975). Значительны кантата "Вечно живой" Дустмухаммедова
(1970), поев. В. И. Ленину, оратория "Огни Нурека" Сабзанова (1970), вокально-симф.
поэмы "Смотрите, осторожно, Сталинград" (слова В. А. Урина, 1967), "Дорога
к мавзолею" (слова М. Турсун-заде, 1969) Сайфиддинова, "Посвящение матери"
Дустмухаммедова (для голоса, чтеца и оркестра, слова Г. Мирзо, М. Фархата,
А. Шукухи, Г. Сулеймановой, 1973). Симфонии пишут Ленский, Одинаев, Александров,
Ю. Г. Тер-Осипов, А. Ядгаров, М. Атоев, А. Салиев, Ю. Мамедов, Дустмухаммедов,
Ф. Бахор и др. Популярным становится жанр симф. поэмы -"Золотой
кишлак" Сайфиддинова (1963), "Ленин на Памире" Одинаева (1967), "1917 год"
3. Шахиди, симф. миниатюры -"Хореографическая картинка" Хамраева (1970),
"Маком-каприччио" Т. Шахиди (1972), "Мараканда" Ф. Бахора.


Написан ряд концертов для инструментов
с оркестром (X. Абдуллаев, Т. Яхъяев, Дустмухаммедов, Ядгаров, Е. Д. Лобенко,
Атоев), камерноинструм. произв. (Сайфиддинов<, Сабзанов, Ахунов,
М. А. Цветаев, H. Ш. Муравин, Л. М. Бирнов, Абдуллаев, Бахор, А. Салиев,
Ш. Пулоди, 3. Зульфикаров, Ю. Мамедов, "3. Миршакар), концертных
сочинений для нац. инструментов -"Фалак" Одинаева (для думбрака с оркестром,
1974). Созданы яркие романсы на тексты из тадж. поэзии ("Горе души"
3. Шахиди на слова Хилоли; "Моё сердце" Хамдамова на слова X. Юсуфи; романсы
Сайфиддинова, Сахибова, Шахобова, Дустмухаммедова и др.).


Среди муз. деятелей Т.: дирижёры
-нар. артисты Тадж. ССР А. Камалов, И. Абдуллаев, Ф. Салиев, засл. деятели
иск-в Тадж. ССР Э. Д. Айрапетянц, А. С. Хамдамов, Л. Г. Кауфман, Л. Я.
Левин; хоровые дирижёры-засл. арт. Тадж. ССР X. Муллокандов и др.; режиссёры
- нар. артисты Тадж. ССР Г. Валамат-заде, Р. А. Корох; певцы -нар. артисты
СССР Т. Фазылова, А. Бабакулов, X. Мавлянова, нар. артисты Тадж. ССР Л.
Кабирова, X. Таиров, Р. Галибова, Р. Толмасов, А. Муллокандов, 3. Назимов,
Дж. М уродов, Ш. Мулладжанова, М. Ибрагимова, М. Бокиева, Б. Ниёзов, С.
Бандишоева, Б. Исхакова; нар. хафизы - X. Ризо, М. Баходуров, О. Хашимов,
H. Курбанасейнов, Ф. Джорубов, H. Одинаев, Ш. Джураев, Б. Файзуллаев, Ф.
Шахобов, Ш. Сахибов; исполнители на нар. инструментах - нар. арт. СССР
Г. Гуломалиев, нар. арт. Тадж. ССР А. Алаев, засл. деятель иск-в Тадж.
ССР М. Муминов и др.


Работают (1975): Тадж. театр
оперы и балета, Респ. театр муз. комедии им. Пушкина (Ленинабад),
Обл. театр муз. комедии им. А. Рудаки (Хорог ГорноБадахшанской АО),
муз.-драм, театры (Куляб, Канибадам), Узб. муз.-драм, театр (Hay); филармония,
при ней-симф. оркестр (1965), ансамбль рубабисток (1940), ансамбль песни
и танца (1940); при К-те по телевидению и радиовещанию - оркестр нар. инструментов,
ансамбль шашмакомистов (1964), эстрадный ансамбль "Гульшан" (1966) и др.;
сектор истории иск-в Ин-та истории им. Ахмада Дониша АН Тадж. ССР (1958);
Ин-т иск-в (1973, в 1967-73 ф-т иск-в Пед. ин-та, Душанбе), 2 муз.
уч-ща (Душанбе, Ленинабад), Респ. средняя спец. муз. школа, Респ.
средняя муз. школаинтернат (обе - в Душанбе), 52 детские муз. школы;
Союз композиторов Тадж. ССР (1940). Декады тадж. иск-ва состоялись
в Москве (1941, 1957) и др. городах Сов. Союза; в Тадж. ССР проводятся
декады иск-в др. республик, многочисл. конкурсы и фестивали, посвящённые
нар. и проф. иск-ву.


Лит.: МироновН., Музыка таджиков,
Сталинабад, 1932; Ленский А., Таджикская ССР, 2 изд., М., 1957; Джами А.,
Трактат о музыке, пер. с перс., Таш., 1960; Беляев В., Музыкальная культура
Таджикистана, в его кн.; Очерки по истории музыки народов СССР, в. 1, М.,
1962; История музыки народов СССР, 2 изд., т. 1 - 5, М., 1970-74; Музыкальная
жизнь Советского Таджикистана, в. 1-2, Душ., 1974-75. 3. М. Таджикова.


XVII. Танец. Балет


Истоки тадж. хореографии восходят
к старинным обрядам, играм, доисламским религиозным церемониям, связанным
с весенними праздниками, ведущими происхождение от мистерий, с культом
умирающего и воскресающего бога. Ср.-век. миниатюры и др. древние памятники
иск-ва сохранили изображения танцующих фигур. Наиболее древние - танцы-пантомимы,
основанные на подражании повадкам животных и птиц ("Лев", "Орёл", "Лиса",
"Аист" и др.); обрядовые (напр., танец, поев, умершим, поныне сохранившийся
в отдалённых селениях Памира); воспроизводящие процессы труда (тканье
сукна и др.); воинственные и мужественные (с шашками, ножом, огнём
и др.); с муз. инструментами под собств. аккомпанемент (с бубном,
самодельной скрипкой и др.); с различными предметами (ложками, кувшином,
чайниками, палками и др.). Разнообразны шуточные танцы. Интересны
театрализов. хореографич. миниатюры (танец на дерев, лошадке и др.).
Нек-рые танцы лирич. или бытового характера называются по той песне или
мелодии, под к-рую они исполняются. Вершина тадж. нар. хореографии - танец
"Колокольчик" ("Занг"), многочастная танц. сюита. Танец органично
входил и в представления масхарабозов, нар. театра кукол, нар. цирковых
артистов. Разнообразие танцев породило оригинальные ритмы, движения, фигуры,
позы, их рисунок. Исполняли танцы любители и профессионалы. В кон. 19 -
нач. 20 вв. в Бухаре работал тадж. проф. танц. театр "Созанда".


После Окт. революции начался расцвет
иск-ва тадж. нар. танца. С раскрепощением женщин утверждается жен. танец,
к-рый исполнялся раньше тайком от мужчин. В создании новых танцев на нар.
основе, в пропаганде лучших образцов нар. хореографич. иск-ва большое значение
имела Тадж. филармония (осн. в 1938). В 1965 был создан Гос. ансамбль
тадж. танца "Лола" (художеств, руководитель Г. Валамат-заде), репертуар
к-рого включает танцы Тадж. ССР и др. республик Ср. Азии, а также стран
зарубежного Востока. Среди мастеров танца: Б. Хамидов, С. Ходжаев, X. Пасаров,
Валамат-заде, О. Исамова, А. Исхакова, А. Азимова, А. Насирова, Л. Зохидова,
3. Амин-зода, Г. Мирджумаева, М. Калантарова, Ш. Рашидова, X. Эркаева,
Э. Асанова и др.


Разнообразие и самобытность нар.
танц. творчества таджиков послужили органич. основой для развития тадж.
сов. балетного театра. В 1936 при Тадж. муз. театре в Душанбе образовалась
балетная группа. В неё вошли танцовщики и танцовщицы из др. республик
Ср. Азии, театров Самарканда и Бухары, а также участники художеств,
самодеятельности. Среди первых артистов тадж. балета Валамат-заде, М. Файзибоева,
Азимова, Исхакова, Исамова, С. Бахор, У. Рабимов. Были привлечены и мастера
нар. танцев - Пасаров, Ходжаев, Хамидов. Наряду с изучением тадж. танца
в театре велись занятия по классич. и характерному танцам приехавшими из
Москвы балетмейстерами А. H. Исламовой (1936) и А. И. Проценко (1939).
Интерес к рус. хореографич. культуре и изучение её способствовали становлению
тадж. балета. Танц. сцены в спектакле "Лола" С. А. Баласаняна и С. Ю. Урбаха
(1938), в первых тадж. операх ("Восстание Восе" Баласаняна, 1939; "Кузнец
Кова" Баласаняна совм. с Ш. H. Бобокалоновым, 1941) явились зачатками первого
балетного спектакля на тадж. сцене. Важным событием была
постановка балета "Две розы" А. С. Ленского (балетмейстер К. Я. Голейзовский),
премьера к-рого состоялась в 1941 в дни декады тадж. иск-ва в Москве. В
40-х гг. артисты театра Азимова, Зохидова, Валаматзаде, М. Кабилов и др.
настойчиво овладевали техникой классич. танца, в результате чего театр
смог включить в репертуар балеты "Тщетная предосторожность" П. Гертеля
(1943), "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1945, балетмейстер Проценко).
Работа над этими спектаклями облегчила постановку таких сложных балетов,
как "Лебединое озеро" П. И. Чайковского (1947) и "Золушка" С. С. Прокофьева
(1949). Дальнейшее развитие балетного иск-ва связано с деятельностью первых
тадж. балетмейстеров Валамат-заде и Азимовой, окончивших в 1951 балетмейстерский
ф-т Гос. ин-та театр, иск-ва им. А. В. Луначарского в Москве. Они стремились
повышать квалификацию артистов, значительно расширили репертуар. Были поставлены:
"Красный мак" Р. М. Глиэра (1950), "Доктор Айболит" И. В. Морозова (1952)
- оба балетмейстер Азимова, "Лауренсия" А. А. Крейна (1952), "Эсмеральда"
Ч. Пуньи (1953) - оба балетмейстер Валамат-заде, и др. Валамат-заде также
пост, новые нац. балеты: "Источник счастья" Л. К. Книппера (1950), "Голубой
ковёр" ("Волшебный ковёр") М. С. Вольберга (1958) и др., в к-рых классич.
танец сочетался с элементами нар. танца. Этапными явились балеты "Лейли
и Меджнун" Баласаняна (1947, 2-я ред. 1957) и "Дильбар" Ленского
(1954, 2-я ред. 1957). В этих спектаклях продолжались дальнейшие
поиски гармонич. сочетания классич. хореографии с элементами тадж. танца
(создание действенных танцев, богатых по рисунку массовых нар. сцен).
Росло мастерство балетной труппы. Сформировалось иск-во первой классич.
танцовщицы-таджички Зохидовой. В 1958-61 в Тадж. театр оперы и балета им.
С. Айни были приняты выпускники тадж. студии Ленингр. хореографич. уч-ща,
с приходом к-рых начался новый этап творч. жизни балетного театра республики.
Репертуар широко пополняется рус. и зап.-европ. классикой: "Жизель" А.
Адана (1958), "Корсар" Пуньи (1960), "Ромео и Джульетта"
Прокофьева (1961), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1969), "Щелкунчик"
Чайковского (1971), "Баядерка" Минкуса (1974). Ставятся произв.
композиторов братских республик: "Шурале" Ф. 3. Яруллина (1962),
"Тропою грома" К. А. Караева (1963), "Тимур Малик" ("Любовь и меч")
М.
А. Ашрафи (1972), "Маскарад" Л. А. Лапутина и "Золушка" (1973).
В 60-70-х гг. поставлены одноактные балеты: "Болеро" на музыку М. Равеля
(1962), "Египетские ночи" А. С. Аренского (1968), "Дафнис
и Хлоя" Равеля и "Любовь-волшебница" М. де Фалья (оба в 1969), "Барышня
и хулиган" на музыку Д. Д. Шостаковича (1970), хореографич. миниатюры
и др. Создаются детские спектакли. Среди артистов балета молодого
поколения -ведущая солистка нар. арт. СССР М. Сабирова, нар. артисты
Тадж. ССР Б. Исаева, М. Бурханов, засл. артисты Тадж. ССР В. Кормилин,
К. Холов, С. Узакова, Ш. Турдиева, Т. Холова, Т. Джавад-заде, С. Азаматова,
H. Мадьярова, Г. Головянц. Выросло новое поколение тадж. балетмейстеров,
среди к-рых -М. Бурханов, М. Умаров. В 1945 в Душанбе организована хореографич.
студия, в 1958 - школа.


Лит.: Азимова А., Танцевальное
искусство Таджикистана, Сталинабад, 1957. См. также лит. к разделу Драматич.
театр. H. X. Нурджанов.


XVIII. Драматический театр


Зачатки театр, действия имелись в
песнях и танцах, связанных с трудовыми процессами, в доисламских культовых
церемониях и обрядах, в празднествах (напр., праздник цветения тюльпанов
- "Лола"). К 1-м вв. до н. э. относятся найденная в Топрак-Кале
(Хорезм) маска комич. актёра, а в оссуарии из Афрасиаба - изображение 4
человек, держащих трагедийные театр, маски. К древнейшим временам восходят
раз л. формы традиц. устного нар. театра. Излюбленное развлечение на свадьбах
и др. семейных торжествах - нар. представления "Монголка", "Старик", "Дервиши".
На основе нар. иск-ва сложился нар. кукольный театр "зочабози" и устный
традиц. театр масхарабозов. Но развитие нар. театра тормозили феод,
устои, враждебное отношение священнослужителей к духовным запросам народа.
После присоединения Туркестана к России началось интенсивное проникновение
рус., азерб. и тат. театр, культуры. Тадж. театр европ. типа создан после
Окт. революции. С 1919 в Ходженте, позже в Канибадаме, Ура-Тюбе, Исфаре
начали деятельность любительские агитац. театры, спектакли к-рых были проникнуты
революц. энтузиазмом, убеждённостью в победе нового строя. В 1929 в Душанбе
организован первый проф. театр под назв. Гос. тадж. драматич. театр, ныне
Таджикский
театр драмы
им. А. Лахути. В 1932 создан муз.-драматич. театр в Ленинабаде.
В 30-е гг. проф. театры появились в крупных городах и районных центрах
республики. В труппы вошли тадж. актёры, работавшие в узб. театрах, и участники
самодеятельности. В 1937 открылся рус. драматич. театр в Душанбе, созданный
на базе Моск. театра-студии под рук. А. Д. Дикого. Начав с постановки одноактных
пьес агитац. характера, тадж. театр в 1-й пол. 30-х гг. перешёл к многоактным
пьесам. Создавались злободневные, революц. по духу спектакли, освещающие
актуальные вопросы сов. жизни. В 1933 была поставлена первая многоактная
драма "Борьба" А. Усманова о разгроме басмачества. 2-я пол. 30 - нач. 40-х
гг.- период освоения опыта реалистич. рус. театра, интенсивного идейно-творч.
роста, утверждения на позициях социалистич. реализма. Появляются значит,
спектакли, отражающие социалистич. строительство в республике,- "Клевета"
С. Саидмурадова и И. Исмаилова


(1938), "Шодмон" (1939) и "Краснопалочники"
(пост. 1941) С. Улуг-зода и др. Уже в 30-е гг. определилось стремление
тадж. театра к романтич. репертуару, поэтически-страстному иск-ву, проявившееся
в спектаклях "Рустам и Сухраб" А. Пирмухамед-заде и В. М. Волькенштейна
(1941), "Коварство и любовь" Шиллера (1937), "Отелло" Шекспира
(1939) и др.


Во время Великой Отечеств, войны
1941<-45 в спектаклях "Сердце матери" Дж. Икрами (1942), "Дом Надира"
Икрами и Файко (1943) и др. на сцену пришли герои, характеры к-рых
сформировались уже при Сов. власти. Жизнь социалистич. Т., рост культуры
и благосостояния народа, трудовые будни, новые взаимоотношения людей, примечат.
черты характера современника, борьба с феод.-байскими пережитками в сознании
людей нашли отражение в спектаклях: "Саодат" С. Саидмурадова и М. Рабиева
(1948), "Ситора" Икрами (1954), "Воля женщины" А. Сидки (1961),
"Жизнь и любовь" (1958) и "Приговор матери" (1962) Ф. Ансори,
"Лучистый жемчуг" Улуг-зода (1963), "Хочется жить" М. Хакимовой
(1973) и др. Установлению Сов. власти в Т., борьбе народа за счастье
и независимость поев. "Дохунда" (1954, 1957) и "Опалённые сердца"
Икрами (1967), "Поэма о Биби Зайнаб" Саидмурадова (1965). В спектаклях
"Ураган" Г. Абдулло и Ш. Киямова (1957), "Пламя свободы" (1964) и "Солдаты
революции" (1970) Абдулло впервые на тадж. сцене был создан образ В. И.
Ленина. Репертуар театров пополняется произв. сов. и мировой драматургии:
"Ромео и Джульетта" (1947), "Король Лир" (1957) Шекспира, "Ревизор" Гоголя
(194б, 1952), "Без вины виноватые" Островского (1962), "Любовь и меч" А.
Каххара (1974) и др. Достижения тадж. театра демонстрировались во время
декад тадж. иск-ва и лит-ры в Москве (1941 и 1957).


В театрах Т. работают актёры с яркими
индивидуальностями, различные по творч. манере, но обладающие единым стилем
игры. Труппы пополняются выпускниками Тадж. ин-та иск-в. Большой вклад
в развитие драматич. театра внесли нар. арт. СССР М. Касымов и нар. арт.
Тадж. ССР Г. Бакаева. Среди мастеров театр, иск-ва (1975): нар. артисты
СССР А. Бурханов, H. H. Волчков, Т. Фазылова, нар. артисты Тадж. ССР Б.
Алифбекова, М. Вахидов, Т. Гафарова, М. Ибрагимова, Г. Завкибеков, Б. Карамхудоев,
В. Я. Ланге, X. Назарова, X. Рахматуллаев, Г. Д. Савельева, О. М. Смирнова,
С. Туйбаева, О. Усманова, Е. Д. Чистова, С. Шоисмаилова, засл. артисты
Тадж. ССР X. Гадоев, М. Исаева, А. Мухаммеджанов. Работают (1976): Тадж.
академич.
театр драмы им. Лахути, Тадж. молодёжный театр в Душанбе, Респ.
театр муз. комедии им. Пушкина в Ленинабаде, Обл. театр муз. комедии им.
А. Рудаки в Хороге, муз.-драматич. театры в Кулябе, Канибадаме, Науский
узб. муз.-драматич. театр, рус. театры в Душанбе и Чкаловске, театр кукол
в Чкаловске.


Илл. см. на вклейке, табл. XV (стр.
192-193).


Лит.: Нурджанов H., Таджикский
народный театр, М., 1956; его же, История таджикского советского театра
(1917 -1941 гг.), Душ., 1967; его же, Таджикский театр, М., 1968; История
советского драматического театра, т. 2 - 6, М., 1966 - 71.H. X. Нурджанов.


Цирк. Наиболее популярные формы зрелищ
таджиков в далёком прошлом -наездничество, соревнования в ловкости и преодолении
препятствий, дрессировка животных и птиц, борьба (гуштингири), иск-во фокусников
(чашмбанди, найрангбози), канатоходцев (дорбозов) и комедиантов (масхарабозов).
Первое
знакомство таджиков с европ. цирковым иск-вом относится к 80-м гг. 19 в.,
когда было завершено присоединение Т. к России. В Т. гастролировали рус.
труппы Панкратова, Жигалова, Козырькова и др. Популярностью пользовались
труппы Ф. А. Юпатова, выступавшие в Ходженте и др. городах. Рождению советского
таджикского цирка способствовало иск-во братских республик. В 1968
в Душанбе была открыта студия тадж. цирка. 22 апр. 1970 состоялась премьера
1-й программы нац. циркового иск-ва. Среди лучших номеров: наездники С.
Бегбуди, Д. Баронов и H. Тагаева, акробаты-вольтижёры Д. Байкадамова, Р.
Урунова и Ю. Бальмонт, танцы на проволоке Р. Рискулова и Т. Якубов, эквилибр
на вольностоящей лестнице H. Ахмедова, аттракцион с дрессированными верблюдами
под рук. П. Юсупова, аттракцион "Таджикские национальные игры"под рук.
В. Валиева. В 1976 открыто новое здание цирка. М. Шарапов.


XIX. Кино


С 1929 в Т. началось произ-во документ,
и хроникальных короткометражных фильмов; выходит периодич. киножурнал "Советский
Таджикистан". В 1930 создан трест "Таджиккино". Осн. направлением кинопублицистики
в нач. 30-х гг. был "агитпропфильм" ("Золотой червь", "От хлопка до ткани",
"От омача к плугу", "Почётное право" и др.).


Тему острой классовой борьбы в деревне
разрабатывал первый тадж. художеств, фильм "Когда умирают эмиры" (1932).
Фильм "Эмигрант" (1934, реж. К. Я. Ярматов) раскрывал эволюцию психологии
таджика-середняка. Первые звуковые художеств. фильмы "Сад" (реж. H. В.
Досталь) и "Друзья ветре'чаются вновь" (реж. Ярматов; оба
- в 1939) поев, строительству социалистич. жизни в республике. В
годы Великой Отечеств, войны в Душанбе работала моек, студия "Союздетфильм".
Объединённая Душанбинская киностудия создавала художеств, и документ, картины,
боевые киносборники и др. Фильм "Сын Таджикистана" (1942, реж. В. М. Пронин)
рассказывал
о боевой фронтовой дружбе рус. и тадж. народов. Среди послевоен. документ,
фильмов выделяются: "Таджикистан" (1946), "Долина реки Вахш" (1947),
"На земле предков" (1949), "Советский Таджикистан" (1951) и
др.


Для тадж. художеств, кино кон. 50
-нач. 60-х гг. наиболее характерными чертами стали разработка новых тем
и жанров, появление нац. кинодраматургии и режиссуры, связь с лит-рой.
Б. А. Кимягаров пост, фильм "Дохунда" (1956, по роману С. Айни),
где впервые показан путь таджиков к революции. Совр. теме
поев, картины: ".Мой друг Наврузов" (1957), "Высокая должность"
(1958), комедии "Я встретил девушку" (1957), "Сыну пора жениться"
(1960). О трагедии великого поэта средневековья Рудаки рассказывает
фильм "Судьба поэта" (1959, реж. Кимягаров), о строительстве Вахшского
канала в 30-е гг.- "Человек меняет кожу" (1960, реж. Р. Я. Перелынтейн),
о нравств. раскрепощении женщины-таджички -"Зумрад" (1962, реж. А. Р. Рахимов,
А. Г. Давидсон). Для кинематографии 60-х гг. характерна ист.-революц.
тематика. Фильмы: "Дети Памира" (1963, реж. В. Я. Мотыль), "Мирное
время" (1965) и "Хасан-арбакеш" (1966) -оба реж. Кимягаров;
"Смерть ростовщика" (1966 по С. Айни), "Измена" (1967), "Разоблачение"
(1969) - все реж. Т. М. Сабиров.


Отличит, явление 60-70-х гг.-
становление молодой нац. кинорежиссуры. Создали фильмы: М. С. Арипов
("Ниссо", 1966; "Тайна предков", 1972), М. К. Касымова ("Лето 1943",
1968; "Джура Саркор", 1970; "Четверо из Чорсанга", 1972), С. М.
Хамидов ("Встреча у старой мечети", 1969; "Легенда тюрьмы Павиак", 1971;
"Тайна забытой переправы", 1973), А. Б. Тураев ("Третья дочь", 1971)
и
др. Современности, её морально-нравств. проблемам поев, картины мастеров
старшего поколения -"Как велит сердце" (1968) и "Одной жизни мало"
(1974) реж. Кимягарова, антирелигиозная картина "Под пеплом огонь"
(1967) реж. Рахимова. Была создана экранизация поэмы А. Фирдоуси
"Шахнаме" - "Сказание о Рустаме" и "Рустам и Сухраб" (1971, реж. Кимягаров).
Образ
выдающегося тадж. мыслителя 19 в. А. Дониша воссоздан
в фильме "Звезда в ночи" (1972, реж. А. Рахимов, И. Усов). Революц.
путь тадж. народа, строительство новой жизни показаны в 6-серийном телевиз.
фильме "Кто был ничем, тот станет всем" (1974-75, реж. Сабиров).


Значительны успехи 'документ, кино:
"Здравствуй, Таджикистан" (I960), "Четыре песни о Таджикистане"
(1964), "Колыбель моих стихов" (1971) и др. В иск-ве "образной публицистики"
большой интерес представляют работы Е.Кузина-"Тигровая балка" (1963), "Горсть
материнской земли" (1968), "Продаётся дом" (1973); С. Хамидова - "Абдуррахман
Джами" (1965); А. Мансурова-"Семь красавиц" (1964); Д. Худоназарова
"Колыбельная" (1966); Л. Кимягаровой-"Абдулла Рахимбаев" (1967),
"Хашар" (1972); В. Эрвайса-"Свет" (1969), "Кино" (1971);
В. Фомина -"Я - Земля" (1970), "Построй корабль" (1974); Б. Садыкова
-"Перевал" (1971) и др. Были сделаны первые мультипликац. фильмы: "Песня
гор" (1969), "Добрый Насим" (1970), "Афанди, осёл и воры" (1971). С 1971
выходит сатирич. киножурнал "Калтак" ("Палка"). Ежегодно дублируется на
тадж. язык ок. 42 фильмов.


В развитие тадж. кино большой вклад
внесли: режиссёры К. Ярматов, Б. Кимягаров, Т. Сабиров, А. Рахимов, реж.
дубляжа К. Олими, операторы В. Кузин, И. Барамыков, H. Тилляев, художник
Д. Ильябаев, сценарист С. Улуг-зода. Актёры др. союзных республик участвуют
в фильмах тадж. кино. Союз кинематографистов Тадж. ССР создан в 1962. В
1975 имелось ок. 1100 киноустановок.


Илл. см. на вклейке, табл. XV (стр.
192-193).


Лит.: Ахроров А., Таджикское
кино (1929-1969), Душ., 19Г1; ДжурабаевС., Киноискусство Советского Таджикистана,
М., 1970; Мирзошоев С., Рохи кинои точ;ик, Душанбе, 1973. А. Ахроров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я