ТАГОР

ТАГОР Рабиндранат (Т x а к
у р Робиндронатх) (7.5.1861, Калькутта,-7.8.1941, там же), индийский писатель
и обществ, деятель. Писал на бенг. яз. Род. в семье Дебендранатха Тагора.
Учился
в Калькутте, затем в Лондонском ун-те. Печатался с 1875. В 1878-80 занимался
в Англии лит-рой и музыкой. Его муз. драма "Гений Вальмики" (1881) сочетает
инд. нац. мелодии с ирл. нар. напевами. Поэтич. сб. Т. "Вечерние песни"
(1882) пронизан пантеистич. мотивами; сб-ки "Утренние песни" (1883), "Картины
и песни" (1884), "Диезы и бемоли" (1886), драма "Возмездие природы" (1884)
полны жизнеутверждающих настроений. В историч. романах "Берег Бибхи" (1883)
и "Раджа-мудрец" (1885) он осудил тиранию. В 1884-1911 Т.секретарь религ.-реформаторского
просветит, об-ва Брахмо самадж.


Р. Тагор.


Р. Тагор.


"Лунный серп" (Москва, 1914). Илл.
А. Тагора.


В 90-е гг. им созданы лучшие рассказы,
поэтические циклы "Маноши" (1890), "Золотая ладья" (1893), "Сбор урожая"
(1896), "Крупинки" (1899), цикл филос. драм, открывающийся пьесой " Раджа
и рани" (1889). Редактировал лит.-обществ, журн. "Шадхода", где напечатал
большинство своих художеств, произв., общественно-политнч. и лит. статей.
Взяв на себя управление поместьем Шилайдехо в 1891, Т. познакомился с жизнью
трудящихся, к-рые стали героями его сочинений. В рассказе "Свет
и тени" (1894) Т. дал обобщённую картину колон, действительности, произвола
властей, забитости крестьян, создал образ борца с несправедливостью. В
его поэзии прослеживается эволюция идейно-эстетич. воззрений, в итоге к-рой
он сформулировал гуманистич. концепцию "джибандебота" ("божество жизни"),
восходящую к Упанишадам и идеалам ср.-век. поэтов-вишнуитов (см.
Вишнуизм).


В кон. 19 - нач. 20 вв. в стихах
Т. филос. раздумья сменились воспеванием природы, любовной лирикой, гражд.
мотивами. Поэт призывал бенгальцев сплотиться в борьбе с тиранией. Сб.
стихов "Мгновение" (1900) проникнут духом бунтарства против мещанской ограниченности
и филистерства, в сб. "Дары" (1901) переплетаются гражд. и религ.-филос.
мотивы. В социально-бытовых романах Т. "Песчинка" (1902) и "Крушение" (1905),
в повести "Разрушенное гнездо" (1903) с психолошч. убедительностью показан
конфликт между феод, семейной моралью и демократич. веяниями.


Книги стихов "Памяти" (1903), "Дитя"
(1903), "Паром" (1906) пронизаны скорбью, вызванной смертью жены, отца,
сына. Во время подъёма нац.-освободит, движения, усилившегося после раздела
Бенгалии в 1905, Т. стал одним из его руководителей, писал патриотич. песни,
а также издавал обществ.-полнтич. журн. "Бхандар". Когда движение вышло
за рамки ненасильств. борьбы, Т. отошёл от него и обратился к просветит,
деятельности. В романе "Гора" (1907-10), гл. герой к-рого - борец за прогресс
и свободу , Т, призывал к единству всех индийцев независимо от их религ.
и кастовой принадлежности в борьбе за освобождение. Поиски форм такой борьбы
отразились в драме "Возмездие" (1909), где предвосхищены идеи движения
несотрудничества с колон, властями; сатирич. пьеса "Крепость консерватизма"
(1911) бичевала конформизм общества, пропитанного индуистскими традициями.


В 1912-13 Т. посетил Великобританию
и США, выступал с лекциями об инд. философии и культуре. За книгу стихов
"Жертвенные песни" (или "Гитанджали", пер. на англ. яз. самого Т. 1912,
рус. пер. 1914) Т. присуждена Нобелевская пр. (1913). Его
имя стало известным всему миру. В стихотв. цикле "Полёт журавлей" (1914-16)
отразилась
тревога за судьбу человечества, навеянная поездкой на Запад и 1-й мировой
войной 1914-18. В романе "Дом и мир" (1915-16) показаны расхождения
между либеральным крылом руководства нар.-освободит, движения и крестьянством,
попытки использования движения для разжигания шовинизма и религ.-общинного
фанатизма.


Р. Тагор. "Птица". Акварель. Галерея
живописи. Тируванантапурам (Тривандрам).


Р. Тагор и А. Эйнштейн. 1930.


Р. Тагор. "Бенгалия" (Москйа, 1927).
Обложка П. Алякринского.


В 20-х гг. Т. совершил поездки в
Европу, Азию и Америку. Итоги 1-й мировой войны, собственные впечатления
от послевоен. Европы и раздумья над судьбами народов отразились в публицистич.
произв. поэта. Так, кн. "Национализм" (рус. пер. 1922) предупреждает о
милитаристской сущности шовинизма на Западе и Востоке. Полны раздумий над
социальными проблемами лирич. сб. "Восточный напев" (1925), аллегорич.
драмы "Освобождённый поток" (1922) и "Красные олеандры" (1924).
В 1930 Т. посетил СССР. В "Письмах о России" (1931) он высоко оценил
достижения СССР в области просвещения, миролюбивую политику Сов. гос-ва.


С кон. 20-х гг. политич. взгляды
Т. становятся более радикальными. Откликаясь на подъём нац.-освободит,
движения 1929-34, он в романе "Четыре части" (1934) вновь обратился
к вопросу о правомерности насилия как средства социальной борьбы. Проза
этих лет включает психологич. повести "Две сестры" (1933), "Цветник"
(1934), рассказы. Поэтич. сб-ки "Мохуа" (1929), "Голос леса"
(1931), "Завершение" (1932), "Снова" (1932), "Пёстрое"
(1933), "Последняя октава" (1935) имеют несколько созерцат.
характер. Опубл. поэтич. сб-ки "Листья" (1936), "У края" (1938),
"Вечерний светильник" (1938), "Рождённый вновь" (1940), "Во
время болезни" (1940), "Выздоровление" (1941), "В день рождения"
(1941), "Последние стихи" (1941). В "Рассказе мусульманки"
(1941) он вновь предупреждал об опасности религ.-общинного фанатизма.
Творчество Т. сыграло решающую роль в становлении совр. бенгальского лит.
языка, в формировании критич. реализма. Он обогатил поэзию новыми формами
и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа и развил жанр
социально-психологич. романа, положил начало политич. лирике. Эстетич.
идеалы Т. нашли своеобразное отражение и в изобразит, иск-ве, к к-рому
писатель обращался с 1928 (пользуясь преим. техникой акварели и рисунка
пером). Живописные и графич. произв. Т., исполненные в свободной
манере и созерцательно-философские (нередко возвышенно-трагич.) по
настроению<, оказали влияние на развитие инд. иск-ва 20 в. Велико
воздействие его творчества на все лит-ры Индии. Стих. Т. "Душа народа"
(1911) стало нац. гимном Индии. Значит, внимание Т. уделял вопросам
теории и практики нар. просвещения. Ещё в 1901 он открыл в Шантиникетоне
школу, где сам преподавал, а в нач. 20-х гг.- ун-т Вишватхарати, к-рый
по его замыслу должен был стать центром изучения инд. культуры. Автор популярных
лирич. песен на собств. тексты и балетов .


Сочинения Т., переведённые на рус.
яз., вызвали отклик в России ещё в предреволюц. годы. Большинство критиков
толковало его творчество в духе модных воззрений теософов и поэтов-символистов;
отмечались также жизнелюбие и нац. характер его произв. После Окт. революции
1917 интерес к Т. возрос. А. В. Луначарский писал: "...Произведения Тагора,
несмотря на присущий им пантеистический мистицизм, так полны красками,
тончайшими духовными переживаниями и поистине великодушными идеями, что
составляют сейчас одно из сокровищ общечеловеческой культуры" ("Красная
Нива", 1923, 1, с. 30). В 1961 во всём мире отмечалось
столетие со дня рождения писателя.


Соч.: Робиндророчанаболи, т. 1-27,
Калькутта, 1939-65; в рус. пер.- Соч., кн. 1 - 7, 10, М., 1914-15; Соч.
Вступ. ст. А. П. Гнатюка-Данильчука, т. 1 - 12, М.<, 1961 - 65; Личное,
П., 1922; Искры. Поэтические афоризмы и миниатюры, [М., 1970];


Лит.: Рабиндранат Тагор. К
столетию со дня рождения, М., 1961; Р. Тагор - друг Советского Союза. Сб.
документов и материалов, М., 1961; Гнатюк-Данильчук А. П., Рабиндранат
Тагор. Критикобиографический очерк, М., 1961; Б р о с ал и н а Е., О гуманизме
драматургии Р. Тагора, "Ученые записки ЛГУ. Серия востоковедческих наук",
1962, № 306; Рабиндранат Тагор. Биобиблиографический указатель, сост. Л.
А. Стрижевская, М., 1961; Мукхопаддхай Пробхаткумар, Робиндроджибони, т.
1 - 4, Калькутта, 1946-57; Бошу Буддходеб, Робиндронатх котхашахитто, Калькутта,
1955; Б и ш и П р омотхонатх, Робиндрокаббо пробахо. т. 1 - 2, Калькутта,
1957-58; Sen S., The political thought of Tagore, Calc., 1947; Thompson
E., Rabindranath Tagore. Poet and dramatist, L., 1948; Mahalonob i s P.
C., R. Tagore, "The Visva Bharati Quarterly", 1949, Aug. - Oct.; R a b
i пdranathTagore, On the edges of time, Delhi, 1958; Radhakrishnan S.,
The philosophy of R. Tagore, Baroda, 1961; Z b avitel D., Rabindranath
Thakur, Praha, 1961; К r i p a 1 a п i К., R. Tagore, L.,1962; Asian О.,
Rabindranath Tagore, P., 1969. А. П. Гнатюк-Данилъчук.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я