СУЭЦКИЙ КАНАЛ

СУЭЦКИЙ КАНАЛ судоходный
бесшлюзовой морской канал на С.-В. АРЕ, соединяющий Средиземное и Красное
моря. С. к.- кратчайший водный путь между портами Атлантич. и Индийского
океанов (на 8-15 тыс. км меньше пути вокруг Африки). Зона С. к.
считается условной географич. границей между Азией и Африкой. С. к. официально
был открыт для судоходства 17 нояб. 1869. Длина канала ок. 161 км,
ширина по зеркалу воды 120-150 м, по дну -45-60 м. Глубина
по фарватеру 12,5-13 м. Ср. время, затрачиваемое на проход судов
через канал, 11 -12 ч. Главные входные порты: Порт-Саид (с ПортФуадом)
из Средиземного м. и Суэц (с Порт-Тауфиком) из Красного м.


Трасса С. к. проходит по Суэцкому
перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озёр,
а также лагуну Мензала. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила
прорыт т. н. пресноводный канал Исмаилия.


Географич. положение канала в центре
междунар. мор. коммуникаций, связывающих нефтедоб. р-н Бл. и Ср. Востока
с Зап. Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Вост. Африкой,
обусловило высокую степень загруженности С. к. В 1870 через канал прошло
486 судов (общим тоннажем 0,4 млн. т), в 1913 - 5,1 тыс. судов (20
млн. т), в 1966-21,25 тыс. судов (274,3 млн. т). Св. 70% перевозок
составляют нефть и нефтепродукты. За эксплуатацию канала АРЕ получила в
1966 95 млн. егип. ф. По тоннажу перевозимых грузов С. к. до 1967 стоял
на 1-м месте среди всех междунар. каналов (на него приходилось ок. 15%
мировых океанских перевозок грузов и св. 20% перевозок нефти и нефтепродуктов).


В Др. Египте ок. 2-го тыс. до н.
э. был сооружён канал, соединявший р. Нил и Красное море (т. н. Канал фараонов).
В периоды упадка Др. Египта канал приходил в запустение. Восстанавливался
Птолемеем II (3 в. до н. э.) и в рим. эпоху (носил название
"Река Траяна").


После завоевания Египта арабами канал
был в 642 н. э. вновь восстановлен, но в 776 его засыпали, чтобы направить
торговлю через осн. р-ны Халифата. Планы восстановления канала,
разрабатывавшиеся позднее (в 1569 по приказу великого везира Османской
империи Мехмеда Соколлу и французами во время егип. экспедиции Бонапарта
в 1798-1801), не были осуществлены. В 1854 франц. дипломат и предприниматель
Ф. Лессепс, пользуясь усилением влияния Франции в Египте, а также
личными связями, получил у егип. правителя Сайда-паши концессию на стр-во
С. к. на льготных условиях. Авторами проекта были франц. (Линан и Мужель)
и
итал. (Негрелли) инженеры. Стр-во канала возглавила созданная Лессепсом
"Всеобщая компания С. к.", к-рая юридически считалась егип. предприятием.
Егип. пр-во приобрело 44% всех акций, 53% было размещено во Франции, 3%
в других странах. По условиям концессии акционерам причитался 71% прибылей,
Египту 15%, основателям компании 10%. Стр-во канала было начато 25 апр.
1859 и завершено в 1869 (к открытию канала композитор Дж. Верди по заказу
егип. хедива написал оперу "Аида"). Осн. работы на С. к. производились
силами егип. феллахов, к-рых набирали принудительно по 60 тыс. чел. в месяц
(при населении Египта 4 млн. чел.). Многие из них погибли от непосильного
труда и эпидемий. Непомерные расходы на стр-во С. к. осложнили экономич.
положение Египта. Пользуясь этим, брит, пр-во в 1875 купило у Исмаила-паши
егип. долю акций С. к. В 1880 егип. пр-во оказалось вынужденным продать
своё право на 15% прибылей от С. к. франц. банку. Египет был отстранён
от управления С. к. и от участия в прибылях. Компания С. к. стала практически
англо-франц. предприятием. После оккупации в 1882 Египта англ, войсками
С. к. стал главной брит, военностратсгич. базой на Бл. Востоке. В 1888
в Стамбуле (Константинополе) была заключена междунар. конвенция об обеспечении
свободы плавания по С. к., являющаяся и ныне осн. междунар.-правовым документом,
регулирующим судоходство по С. к. Во время 1-й (1914-18) и 2-й (1939-45)
мировых войн фактически англ, власти регулировали судоходство по С. к.
С 20-х гг. 20 в. егип. народ вёл борьбу против англ, оккупации С.
к. Согласно англо-егип. договору 1936, брит, пр-во обязалось ограничить
срок оккупации С. к. 20 годами. Движение за вывод англ, войск из долины
Нила и зоны С. к. усилилось после 2-й мировой войны. Деятельность иностр.
компании С. к. противоречила
нац. интересам Египта: в 1955 компания уплатила прибылей акционерам
12,4 млрд. фр., Египту 1,1 млрд. фр. С егип. судов за пользование С. к.
взимался такой же сбор, как и с судов иностр. гос-в; Египет был по существу
лишён возможности использовать канал для связи между побережьем Красного
м. и севером страны. Компания тормозила модернизацию канала. Получая от
эксплуатации С. к. огромные прибыли, она расходовала на работы по его совершенствованию
крайне незначит. средства. 26 июля 1956 егип. пр-во национализировало компанию
С. к.; при этом оно заявило, что будет уважать свободу судоходства по С.
к. в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888; акционерам национализированной
компании будет выплачена компенсация (к нач. 1963 выплачено 28,3 млн. егип.
ф.). Правящие круги Великобритании, Франции и США попытались оказать
дипломатическое и иное давление на Египет и добиться "интернационализации"
канала. Вопрос обсуждался на Лондонской конференции стран - пользователей
С. к. и в Совете Безопасности ООН. Совет Безопасности признал суверенитет
Египта над каналом. Империалистич. державы организовали экономич. блокаду
Египта, отозвали с С. к. своих лоцманов, однако прибывшие из СССР, Польши,
Югославии и нек-рых др. стран лоцманы помогли егип. администрации обеспечить
судоходство по С. к. В конце окт. 1956 империалисты Великобритании и Франции
при участии Израиля прибегли к прямой военной интервенции против Египта.
Во время англо-франко-израильской агрессии против Египта 1956 агрессоры
повредили С. к. 24 апр. 1957, после завершения работ по очистке С. к.,
движение по каналу возобновилось. В результате израильской агрессии 1967
против Египта и некоторых других араб, стран судоходство по С. к. вновь
было прервано, т. к. зона С. к. фактически превратилась в линию фронта,
разделяющую егип. и израильские войска, а в ходе октябрьской войны 1973
- в р-н активных воен. действий. Ежегодный ущерб, наносимый бездействием
С. к. мировой экономике, исчислялся в 4-5 млрд. долл. В 1974, после отвода
израильских войск из зоны С. к., Египет приступил к расчистке, восстановлению
и реконструкции канала. 5 июня 1975 С. к. был вновь открыт для судоходства.


Суэцкий канал.


Вход в Суэцкий канал у Порт-Саида.


Лит.: Суэцкий канал. Сб.
документов,
М., 1957; Дементьев И. А., Суэцкий канал, М., 1954;
Объединенная Арабская Республика, М., 1968, с. 212 - 19.И. А. Дементьев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я