СУЩНОСТЬ

СУЩНОСТЬ И <ЯВЛЕНИЕ, философские
категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком.
Сущность - это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех
многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -то или иное обнаружение
(выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории
С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр.
содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета
составляет задачу науки.


В антич. философии сущность мыслилась
как "начало" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса,
а явление - как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует
лишь "по мнению". Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой
вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность
("идея") несводима к телесно-чувственному бытию, т. е. совокупности конкретных
явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна.
У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность ("форма вещей") не существует
отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю,-
не выводится из той "материи",
из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется
явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование
рассматривается как неистинное, иллюзорное: В философии нового времени
противопоставление С. и я. приобретает гносеологич. характер п находит
своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.


И. Кант, признавая объективность
сущности ("вещи в себе"), считал, что сущность принципиально
не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление,
согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное
последней субъективное представление. Преодолевая метафизич. противопоставление
С. и я., Г. Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление
сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковывалось
как чувственно-конкретное выражение "абсолютной идеи", что влекло за собой
неразрешимые противоречия.


В бурж. философии 20 в.
категории
С. и я. получают идеалистич. истолкование: неопозитивизм
отвергает
объективность сущности, признавая реальными только явления, "чувственные
данные"; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся
бытие, а сущность - как чисто идеальное образование; в экзистенциализме
категория
сущности вытесняется понятием существования, явление же трактуется
в субъективистском духе.


Подлинное содержание взаимоотношений
С. и я. впервые было раскрыто марксистской философией. С. и я.-универсальные
объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают
как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда
неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности,
последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их
совпадения, тождества: "... если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно
совпадали, то всякая наука была бы излишня..." (М арке К., см. Маркс К.
и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 384).


Явление богаче сущности, ибо оно
включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существенных связей
объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего.
Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся
во всех изменениях (напр., в условиях капитализма цены того или иного товара
постоянно меняются, стоимость же его определённое время остаётся неизменной).
Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется:
"... не только явления преходящи, подвижны, текучи,., но и сущности вещей..."
(Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 227). Теоретич. познание
сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: "...з а к о
н и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком
явлений, мира..." (там же, с. 136). Характеризуя развитие человеческого
познания, В. И. Ленин писал: "Мысль человека бесконечно углубляется от
явления к сущности, от сущности первого<, так
сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (там же,
с. 227).


Лит.: Ильенков Э. В., Диалектика
абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса, М., 1960; Богданов Ю.
А., Сущность и явление, К., 1962; H а у м е нк о Л. К., Монизм как принцип
диалектической логики, А.-А., 1968; История марксистской диалектики, М.,
1971, раздел 2, гл. 9. А.
А. Сорокин.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я