СУХОВО-КОБЫЛИН

СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич
[17(29).9.1817, Москва,-11(24). 3.1903, Больё, Франция], русский драматург,
академик Петерб. АН (с 1902). Род. в старинной дворянской семье. Окончил
физико-математич. отделение филос. ф-та Моск. ун-та (1838), изучал философию
в Гейдельберге и Берлине. В 1850 был заподозрен в убийстве своей любовницы,
француженки Лунзы Симон-Деманш, 7 лет находился под следствием и судом,
дважды арестовывался, дело было прекращено из-за отсутствия к.-л. доказательств
его вины. Тем не менее С.-К. во время следствия должен был откупаться от
вымогателей-чиновников<, и до конца жизни светская молва приписывала
ему преступление. Непричастность С.-К. к убийству была доказана сов. исследователями,
изучившими суд. архивы.


А. В. СуховоКобылин.


А. В. Сухов о-К о 6 ы л и н. "Дело".
Сцена из спектакля МХАТа 2-го. 1927,


В 1852-54 написана первая комедия
С.-К. "Свадьба Кречннского" (пост. Малого театра, 1855, опубл. 1856), посвящённая
моральной деградации рус. дворянства. Образы Кречинского и Расплюева -
замечат. создания комедиографа. Кречинский - типичная фигура прожигателя
жизни, циничного и наглого игрока, Расплюев - его непременный спутник,
прихлебатель, олицетворение беззастенчивости порока, "благодушия зла".
Сатирич. драма "Дело" (опубл. 1869, пост. 1882), долгое время находившаяся
под цензурным запретом, обличала
бюрократич. систему самодержавия, от министра до писаря. В этой
пьесе были воспроизведены мн. подробности суд. процесса самого
С.. Центр, фигуры "Дела": чиновник Варравин - опытный,
жестокий и беспощадный, уверенный в себе вымогатель; Тарелкин - менее искусный,
но более агрессивный, жадный и бесстыдный в своём хищничестве взяточник.
Положит, герой драмы, "частное лицо", честный
дворянин Муромский погибает под натиском целой "армии чиновников", изображённой
в драме. В 1869 С.-К. завершил комедию "Смерть Тарелкина" и опубликовал
3 свои пьесы в виде драматич. трилогии под назв. "Картины прошедшего".
После завершения трилогии С.-К. отдался занятиям философией.


Каждая из пьес С.-К. являет собой
новую жанровую систему: "Свадьба Кречинского" - сатирич. комедия; "Дело"
-сатирич. драма; "Смерть Тарелкина" -сатирич. фарс, гротескный и фантасмагорический.
Это - первая в рус. драматургии пьеса, где объектом сатирич. обличения
стала гл. опора государства -полиция, где изображены картины полицейского
произвола и полного бесправия перед ним лиц всех сословий и званий. "Дело"
и "Смерть Тарелкина" долго не допускались на сцену, и полный текст этих
пьес прозвучал с подмостков театра только после 1917. Драматич. произв.
С.-К. ставились виднейшими сов. режиссёрами с участием крупнейших сов.
актёров; пост. "Свадьбы Кречинского" и "Дела" были экранизированы.


Соч.: Трилогия. [Вступ. ст. Л. Гроссмана,
послесл. В. Сахновского], М.- Л., 1927; Трилогия. [Предисл. и коммент.
К. Рудницкого], М., 1966.


Лит.: Гроссман Л., Театр СуховоКобылина,
М.- Л., 1940; Рудницкий К., А. В. Сухово-Кобылин. Очерк жизни и творчества,
М., 1957. К. Л. Рудницкий.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я