СУФИЗМ

СУФИЗМ [от араб, суфи, букв.-
носящий шерстяные одежды (суф - шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда
- власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч.
sophos - мудрец (вероятно, искусств, этимология)], мистическое течение
в исламе (как шиизме, так и суннизме), зародившееся
в 8 в. на территории совр. Ирака и Сирии. В разные эпохи С. был распространён
от сев.-зап. Африки до сев. окраин Китая и Индонезии. В целом для С. характерны
след, черты: сочетание идеалистнч. метафизики (ирфан) с особой аскетич.
практикой; учение о постепенном приближении прозелита (мурид) через
мистич. любовь к познанию бога и конечному слиянию с ним; значит, роль
старца-наставника (муршид, пир), ведущего прозелита по мистич.
пути
(тарикат) до момента слияния с богом. Отсюда стремление суфиев
к интуитивному познанию, "озарениям", экстазу, достигаемому путём особых
танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, "умерщвление
плоти" мурида по указаниям старца.


Основы учения С. заложены в 9 в.
египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдаллахом аль-Мухасиби,
создателем теории самонаблюдения над соотношением поступков человека и
его сокровенных намерений с целью установления высшей искренности перед
богом (противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства).
Мухасиби приписывают учение о "хал" -мгновенном озарении, экстатич. состоянии
суфия на пути к богу. Школа маламатийа (Нишапур, 9 в.) создала учение
о сочетании внутр. очищения с умышленным показным неблагочестием (напр.,
питьё вина), вызывающим упрёки посторонних, что должно смирить гордыню.
Представитель багдадской школы Джунайд (ум. 909) создал учение о
"фана" -мистич. растворении суфия в боге, ведущем к "сверхбытию" ("бака")
-
вечности в абсолюте. Джунайд предложил считать первым этапом мистич. пути
"шариат" -общемусульм. религ. закон, вторым -суфийский путь "тарикат" и
третьим -"хакикат" - мистич. постижение истины в боге. Для
Джунайда одна из основ ислама "таухид" - не словесное доказательство единственности
бога, как в богословии, а сама аскетич. жизнь суфия в трансцендентном единении
с богом. Др. основоположник С. Абу Язид (ум. 874) создал учение
о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он-самость). Абу Абдаллах Хусейн
ибн Мансур альХалладж утверждал возможность реального единения духа суфия
с богом и в моменты экстаза восклицал: "Я есть Истинный" (т. е. бог); за
это он был признан еретиком и казнён в 922. В 10-11 вв. суфийское учение
о "тарикате" приобретает законченную форму, появляются положения о "стоянках"
на мистич. пути, о тройной градации "истинного знания", завершающейся слиянием
познающего и познаваемого (бога). Складывается организация суфийских "орденов",
или сект, объединённых цепочками старцев, передающих посвящение от основателя.
Создаются своеобразные суфийские обители типа монастырей (ханаках). С.
теряет первоначальные еретич. черты. В результате реформаторской деятельности
Газали
С.
получает известное признание со стороны ортодоксального мусульм. духовенства,
к-рое до 11 -12 вв. преследовало С. (хотя спор о "допустимости" С.
в исламе продолжается и в 20 в.). Суфийские мыслители Ахмед Газали (ум.
1126), Айн аль-Кузат Хамадани (ум. 1132) и Ибн аль-Араби
(ум. 1240) развивают учение о "вахдат аль-вуджуд" -"единстве бытия",
использованное
для метафизич. обоснования аскетизма и веротерпимости. Согласно этому учению,
вещь не имеет истинного бытия (к-рым обладает только её форма, идея),
а проходит через становление и исчезновение, разделённые цепью мгновений.
Дух суфия должен "сбросить цепи множественности", присущей материи,
и вернуться через аскетизм к единственности божества, прийти к единению
с абсолютом.


На протяжении 12 столетий существования
С. различные стороны его учений и его организационные формы использовались
разными классовыми группировками. Суфии участвовали в "войнах против неверных"
(джихад), в нар. восстаниях сербедаров (14 в.), создали воен.
формирования, приведшие к власти династию Сефевидов в Иране (нач. 16 в.).
Суфиями считались мюриды Шамиля в 19 в. Многие феод, правители преследовали
суфиев, связанных с ремесл. кругами. Нек-рые су финские старцы сами становились
крупными феодалами и пользовались политич. влиянием. В кон. 19 - нач. 20
вв. бурж. реформаторы в странах Востока и модернизаторы ислама повели борьбу
с суфийскими орденами, связанными с феод, реакцией. В Турции в 1920-х гг.
в ходе бурж. реформ были запрещены все су финские ордена; в Иране Реза-шах
боролся с влиянием суфиев. В СССР суфийские ордена прекратили своё существование
в 20-х гг. 20 в. В совр. условиях С. на Востоке продолжает играть довольно
значит, роль; постоянную борьбу с ним ведут прогрессивные деятели в странах
Востока.


Лит.: Бертельс Е. Э., Суфизм
и суфийская литература, М., 1965 (лит.); П е трушевский И. П., Ислам в
Иране в 7 - 15 вв., Л., 1966, с. 310 - 50; История персидской и таджикской
литературы, пер. с чешек., М., 1970, с. 219 - 36; Религия и общественная
мысль стран Востока, М., 1974, с. 320-35 (лит.); R i t t е r H., Das Meer
der Seele, Leiden, 1955; Corbin H., Histoire de la philosophie islamique,
P., 1964, p. 262 -268; G r a m 1 i c h R., Die schiitischen Der wischorden
Persiens, Bd 1, Wiesbaden, 1965 (лит.); Trimingham J. S., The Sufi orders
in Islam, Oxf., 1971. А, Е.
Бертельс.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я