СУРДОТЕХНИКА

СУРДОТЕХНИКА отрасль приборостроения
по разработке и производству средств для коррекции и компенсации дефектов
слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи; совокупность технич.
средств для такой коррекции и компенсации.


Разработка С. опирается на данные
физиологии высшей нервной деятельности, физиологии анализаторов, сурдопедагогики,
оторинолярингологии;
на теории связи, электронику и основывается на преобразовании речевой и
др. звуковой информации в сигналы, воспринимаемые остаточным слухом, зрением
и осязанием. Применение С. позволяет повысить эффективность воспитания
и обучения детей с недостатками слуха, расширить круг профессий для лиц
с нарушенным слухом, облегчить их труд и быт, упростить общение с людьми.


Улучшение восприятия звуков при нарушенном
слухе достигается с помощью различных систем звукоусиления: обычного (линейного),
с амплитудным ограничением, частотного избирательного, с преобразованием
спектра (транспозеры). Самое распространённое средство звукоусиления
- слуховой аппарат. В обучении применяется аппаратура звукоусиления
коллективного пользования, при индивидуальных занятиях по развитию слуха
и речи используются устройства, имеющие большой диапазон регулирования
звука и частотных характеристик, причём раздельно на каждое ухо. Когда
необходимо сохранить свободу передвижения (напр., на занятиях ритмикой),
звукоусиление обеспечивается беспроводными системами с магнитоиндуктивной
петлёй. Преобразование звуковых сигналов в вибрационные применяется при
глубоких нарушениях слуха, когда звукоусиление оказывается уже неэффективным.
Приборы,
в к-рых речь преобразуется в визуальные сигналы, используются гл. обр.
для постановки правильного произношения. Характеристики речевого сигнала,
изображаемые на экране (осциллограмма, спектрограмма, интонограмма),
дают возможность ученику сравнивать своё произношение с произношением учителя.
К средствам, применяемым на производстве, относятся различные системы оповещения,
основанные на световых сигналах, системы индивидуального вызова, информационные
табло и др. В приборах бытового назначения звук (напр., звонок, плач грудного
ребёнка и т. п.) преобразуется в световой сигнал (вспышку световых
индикаторов). Проблема телефонной связи между глухими, помимо средств
звукоусиления, решается как с помощью простых приставок к телефонному аппарату,
обеспечивающих приём и передачу сигналов азбуки Морзе, так и с помощью
телетайпов и аппаратов для факсимильной связи.


Лит.: Цукерман И. В., Беседы
о глухоте и технике, помогающей глухим, Л., 1973; Слез и на H. Ф., Применение
технических средств в обучении глухих произношению, М., 1975. В.
Д. Лаптев, В. И. Лубовский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я