СУРДОПЕДАГОГИКА

СУРДОПЕДАГОГИКА (от лат. surdus
-глухой), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания,
образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих,
позднооглохщих). Первые попытки обучения детей с глубоким нарушением
слуха отмечены в Испании в 16-17 вв. (П. де Понсе и X. Бонет). В
кон. 18 в. во Франции и Германии открылись первые спец. учебно-воспитат.
учреждения для глухих, возглавлявшиеся Ш. М. Эпеи С. Гейнике, в России
- в 1806 в Павловске. Основоположниками рус. С. были Г. А. Гурцов, В. И.
Флери, И. А. Васильев, П. Д.
Енько. Развитие сов. С. связано с именами H. М. Лаговского, Ф. A. Pay,
Л. С. Выготского, И. И. Данюшевского, Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова и С.
А. Зыкова.


Сов. С. строится на основе общих
принципов марксистско-ленинской педагогики, направлена на всестороннее
развитие духовных и физич. сил детей с нарушенным слухом, воспитание их
в духе коммунистической морали, на их общее образование, подготовку к практич.
деятельности, общественно полезному труду среди нормально слышащих и говорящих.
Изучая особенности развития детей с недостатками слуха, С. разрабатывает
основы построения спец. учебно-воспитат. процесса, принципы организации
спец. учебно-воспитат. учреждений.


Важнейшие спец. задачи С.: максимальное
развитие и использование сохранившейся у детей слуховой функции, формирование
у них словесной речи (устной, письм.), навыков её понимания и употребления,
развитие еловесно-логич. мышления. С. включает теорию и историю обучения
детей с недостатками слуха, а также частные методики (акупедии, рус. языка,
математики, естествознания и др. предметов школьной программы).
Совершенствованию методов С. способствует разработка технич. средств компенсации
слуховых
нарушений, составляющая одну из основных задач сурдотехники.
С.
опирается на данные смежных наук: отоларингологии, акустики, психологии,
физиологии, языковедения, логопедии, теории коммуникации и др. Центром
сов. С. является НИИ дефектологии АНП СССР (Москва).


Теоретич. и практич. проблемы С.
разрабатываются также в научно-пед. центрах др. социалистических и ряда
капиталистич. стран (Великобритания, Дания, Нидерланды,США.Щвеция,Япония
и др.).


Лит.: Дьячков А. И., Воспитание
и обучение глухонемых детей, М., 1957; 3 ыков С. А., Обучение глухих детей
языку по принципу формирования речевого общения, М., 1961; Нейман Л. В.,
Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей, М., 1961; Боскис Р. М.,
Глухие и слабослышащие дети, М., 1963; Б а с ов а А. Г., Очерки по истории
сурдопедагогики в СССР, М., 1965; Психология глухих детей, М., 1971; Pay
Ф. Ф., Устная речь глухих, М., 1973. Ф. Ф. Pay.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я