СУНЬ ЯТ-СЕН

СУНЬ ЯТ-СЕН
кит. лит. произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжун-шань, Сунь В
э н ь) [12.11.1866, у. Сяншань (ныне Чжуншань), пров. Гуандун,-12.3.1925,
Пекин; похоронен в Нанкине], китайский революционер-демократ. Род. в крест,
семье. В 1892 окончил мед. ин-т в Сянгане (Гонконге). С юношеских
лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской
династии Дии. В 1894 создал антиманьчжурскую революц. орг-цию Синчжунхой,
предпринявшую
25 окт. 1895 антицинское вооруж. выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный
эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Зап. Европы, С. Я.-с.
активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний
в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекит. революц.
орг-ция Тунмэнхой. Её программой стали выработанные С. Я.-с. "три
народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и
восстановление суверенитета кит. (ханьской) нации], народовластие
(учреждение республики) и нар. благосостояние (уравнение прав на
землю в духе утопических социалистич. идей амер. бурж. экономиста Г. Джорджа).
В
1905-11 под рук. Тунмэнхоя в различных провинциях


Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские
вооруж. выступления. Победоносное Учанское восстание 10 окт. 1911
провозгласило Кит. республику и положило начало Синьхайской революции.
По
возвращении в Китай из эмиграции в конце дек. 1911 С. Я.-с. был избран
первым временным президентом Кит. республики и с 1 янв. 1912 приступил
в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана
демократическая в тех условиях, временная конституция Кит. республики.
В. И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революц. борьбе кит. народа,
дал высокую оценку деятельности С. Я.-с., назвав его "...революционным
демократом, полным благородства и героизма..." (Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 21, с. 402), но в то же время указывал и на утопизм его взглядов.
С. Я.-с. считал возможным избежать развития капитализма в Китае, и в этом
В. И. Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями рус. народников.
После отречения (12 февр. 1912) маньчжурской династии от престола
С. Я.-с. вынужден был под давлением внутр. феод, реакции и империалистич.
держав сложить президентские полномочия (1 апр. 1912); однако он
продолжал бороться за утверждение демократич. респ. строя в Китае, используя
для этой цели партию гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В
период воен. диктатуры лидера сев. милитаристов Юань Ши-кая С. Я.-с.
создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революц. орг-цию Чжунхуа
гэминдан (Кит. революц. партия). Однако до Великой Окт. социалистич.
революции в России С. Я.-с. непрерывно терпел поражения в схватках с силами
внутр. и внеш. реакции.


Победа Окт. революции 1917 в России
оказала на С. Я.-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину и
сов. пр-ву телеграмму, в к-рой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой
борьбой революц. масс России и выражал надежду на то, что в будущем революц.
партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная
политика страны Советов в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав,
полученных в своё время в Китае рус. царизмом, активная и бескорыстная
помощь выступавшим против кит. милитаристов революц. силам Юж. Китая, во
главе к-рых с нач. 20-х гг. стоял С. Я.-с., произвели на него неизгладимое
впечатление. Он характеризовал значение революции в России как рождение
"великой надежды человечества". По просьбе С. Я.-с. Сов. пр-во направило
в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революц. пр-во Юж. Китая,
группу воен. специалистов - видных полководцев Гражд. войны в России во
гл. с П. А. Павловым, затем В. К. Блюхером. На пост политич.
советника С. Я.-с. осенью 1923 пригласил опытного рус. проф. революционера
большевика М. М. Бородина, при помощи к-рого была реорганизована
партия гоминьдан, ставшая коалицией всех антифеод, и антиимпериалистич.
сил. С. Я.-с. установил тесную, дружескую переписку с сов. дипломатами,
чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР.


Под влиянием идей Октябрьской революции,
развития нац.-освободит, движения в Китае и деятельности созданной в 1921
компартии Китая с учётом собственного опыта борьбы с кит. милитаристами
С. Я.-с. обогатил новым содержанием "три народных принципа"; эти принципы
стали программой создания в стране единого антифеод, и антиимпериалистич.
фронта. Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех
сил страны на борьбу с империалистич. господством в Китае, уничтожение
кит. милитаристских клик, объединение страны, достижение нац. независимости;
под народовластием - демократизация гос. и обществ, системы, введение конституционного
респ. правления; принцип нар. благосостояния в новой трактовке С. Я.-с.
означал реализацию крест, требований "каждому пахарю-своё поле", улучшение
жизни рабочих и ограничение монополистич. капитала. В 1924 С. Я.-с. провозгласил
три осн. политич. установки - нерушимый союз с Сов. Союзом, союз с компартией
Китая, опора на рабоче-крест. массы. Эти установки становились органической
составной частью "трёх народных принципов".


Обществ.-политич. и экономич. взгляды
С. Я.-с. претерпели серьёзную эволюцию на протяжении его жизненного пути.
От утопических в конкретно-историч. условиях нач. 20 в. надежд на возможность
для Китая избежать тех бедствий, к-рые несёт с собой развитие капитализма,
С. Я.-с. в 1924 пришёл к выводу о необходимости активной борьбы за ликвидацию
всех видов экономич. угнетения, опираясь на рабочих и крестьян своей страны
и на помощь Сов. Союза. К концу жизни он преодолел распространённые среди
китайских бурж. националистов идеи кит. великодержавного шовинизма, т.
н. расовой солидарности стран Азии (паназиатизм), к-рым прежде отдавал
известную дань; всё больше он становился горячим поборником союза кит.
и др. угнетённых империализмом народов Востока с СССР во имя совместной
борьбы с мировым империализмом. Последним документом, подписанным С. Я.-с.,
было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет
день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Сов. Союзом
к светлому будущему человечества.


Соч.: Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр.
произв.), т. 1 - 2, Пекин, 1956; в рус. пер.-Избр. произв., М., 1964.


Лит.: Ленин В. И., Демократия
и народничество в Китае, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Обновленный
Китай, там же, т. 22; его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 23; С е
н и н H. Г., Общественнополитические и философские взгляды Сунь Ят-сена,
М., 1956; Тихвинский С. Л., Сунь Ят-сен. Внешнеполитические воззрения и
практика, М., 1964 (библ. с. 340-49); Сунь Ят-сен. 1866-1966.
К
столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и материалов, М., 1966;
Сунь Ят-сен. Библиографич. указатель, [сост. И. К. Глаголева], М., 1966;
К р ы м о в А. Г., Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900
-1917гг.), М., 1972: Ефимов Г. В., Буржуазная революция в Китае и Сунь
Ят-сен (1911 - 1913 гг.), М., 1974; SunYat-sen and China, ed. by Paul К.
Т. Sih, N. Y., 1974. С. Л. Тихвинский.


Сунь Ят-сен.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я