СУДОХОДСТВО

СУДОХОДСТВО плавание судов
по водным путям. По р-ну плавания различают морское, внутр. и смешанное
плавание, по функциональному признаку -коммерческое, промысловое и др.
В древности С. с помощью береговых ориентиров осуществлялось по рекам,
озёрам, а также в море вдоль побережья. Развитие мореходной астрономии,
применение
компаса
и совершенствование конструкции судов вывели С. на открытые моря и
океаны. Современное С. базируется на развитых технич. средствах для его
осуществления (суда и их оборудование) и обеспечивающих С. службах
(портовых, гидрометеорологич., гидрографич., аварийно-спасательных, ремонтных
и др.). Ограничение С. связано с навигац. причинами, гидрометеорологич.
условиями и морским правом. Среди навигац. причин, влияющих на периодичность
С.,-замерзание сев. морей и внутр. водных путей в умеренной климатич. зоне,
мор. отливы, сопровождающиеся изменением глубин, ограниченность глубин
на естеств. водных путях. Продление С. в замерзающих бассейнах достигается
с помощью ледоколов и повышением ледовой прочности судов; для увеличения
глубин ведутся дноуглубительные работы и осуществляется регулирование
уровня рек с помощью плотин. Гидрометеорологич. условия лимитируют С. при
использовании судов ограниченного плавания (напр., судов внутр. плавания
при выходе на мор. рейды и т. п.). Режим С. регламентирован национальными
законами и международными соглашениями. См. также Морской транспорт,
Речной транспорт, Судовождение. э. Г. Логвинович.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я