СУДОСТРОЕНИЕ

СУДОСТРОЕНИЕ отрасль тяжёлой
пром-сти, осуществляющая постройку судов. С. как область коллективной деятельности
людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности
в судах значит, размеров. Развитое С. существовало в Др. Египте, в Финикии,
Др. Китае. В ср. века суда в значит, кол-вах строились в Византии, в гос-вах
Средиземноморья и Сев. Европы, в Др. Руси. В 15-16 вв. С. начало интенсивно
развиваться в Португалии и Испании, позднее - в Англии, Нидерландах, Франции
и др. странах.


Приёмы постройки судов относительно
мало менялись до нач. 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо
дерева стал применяться металл, а вместо парусов - механич. двигатели (паровые
машины).
Переход к постройке стальных судов и к применению механич.
двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал
создания расчётных методов проверки прочности, ходкости и др. качеств создаваемых
судов, а также разработки новых технологич. процессов. Существенные изменения
в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й пол. 20 в.
электросварки, заменившей применявшуюся до этого клёпку корпусных конструкций,
а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.


Судостроит. пром-сть включает судостроит.
з-ды (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом
они обычно принадлежат заводам), науч. организации, располагающие опытовыми
бассейнами, кавитац. трубами и др. оборудованием для проведения исследований
в области С. В.СССР в состав судостроит. пром-сти входят также машино-
и приборостроит. предприятия.


Совр. судно - одно из наиболее сложных
инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей
корпуса, а также единиц энергетич., электронного и др. оборудования). При
его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто
предъявляются противоречивые требования, из-за чего технич. решения, улучшающие
одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25
лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности
к-рых должны быть учтены при его проектировании. Всё это предопределяет
сложность, большую трудоёмкость и значит, длительность проектных и проектно-технологич.
работ, в ходе к-рых получается и фиксируется информация, необходимая для
постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации
судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоёмкости
и длительности в ряде стран (в т. ч. и в СССР) создаются системы автоматизир.
выполнения работ с помощью ЭВМ.


Постройка совр. стального судна включает
подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса,
осуществляемую преим. на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отд.
корпусных конструкций, изготовление в цехах предварит, сборки секций и
блоков массой до 600 т (на нек-рых заводах - св. 1000 т),
монтаж ксрпуса из секций и блоков, спуск судна на воду, насыщение
его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования
и судна в целом. Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в
строит, доках или на наклонных продольных стапелях. Суда
малых и средних размеров часто строятся на слипах. На ряде предприятий
серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого
из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из к-рых выполняется
определённый объём сборочных, монтажных и др. работ. С целью ускорения
процесса постройки судов значит, объём монтажных работ осуществляется при
предварит, сборке путём насыщения секций и блоков механизмами, устройствами
и др. комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование
оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества
в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных
цехах, а не на достраиваемом судне.


Особые технологич. процессы применяются
при изготовлении отд. конструкций (напр., надстроек) или корпусов
целиком из лёгких сплавов, железобетона, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры
используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно
небольшой потребности во многих из них для С. характерна развитая кооперация
(в том числе международная) со многими отраслями промышленности,
а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных
типов - специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С. характеризуется
высокой концентрацией в небольшом числе стран: ок. половины валовой вместимости
построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с
наиболее развитым С. превышает 80% (по валовой вместимости) мирового
объёма стр-ва судов (см. табл.). Во мн. странах суда строятся гл.
обр. на экспорт; напр., в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов,
в ФРГ и Японии - по 65%, в Швеции - 70% (по валовой вместимости всех построенных
в этих странах судов). Развитое С., ориентирующееся на экспортные заказы,
создается в ряде стран, располагающих избытком дешёвой рабочей силы (Бразилия,
Греция, Сингапур, Юж. Корея).


Трансп. С. развито
в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистич. странах-в Японии, Швеции, ФРГ,
Испании, Франции, Великобритании. Плавучие средства для освоения океана,
напр, буровые платформы, строятся гл. обр. в США, Норвегии, Великобритании.
По промысловому С. среди социалистич. стран ведущее место занимают СССР,
ПНР, ГДР; среди капиталистических - Япония. Речное С. наиболее развито
в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистич. странах-в США.


Боевые корабли и вспомогат. суда
ВМФ в капиталистич. мире наиболее интенсивно строятся в США, Франции, Великобритании.
В России С. как отрасль пром-сти зародилось на рубеже 17 и 18 вв.; сооружались
гл. обр. корабли военные, однако именно на русских верфях были созданы
первые: ледокол ("Пайлот", 1864), суда с гл. двигателями внутреннего
сгорания (речное - "Вандал", 1903; морское -"Дело", 1908).


В годы Сов. власти работа судостроит.
з-дов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной
разрухи в сер. 20-х гг. В последующее десятилетие была освоена постройка
лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров.
Перед 2-й мировой войной 1939-45 в СССР было построено значительное количество
торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных
лодок; после Великой Отечеств, войны 1941-45 - неск. больших (в
ряде случаев насчитывающих мн. десятки судов) серий танкеров, лесовозов,
грузовых судов ледового плавания, ср. и больших траулеров, плавучих рыбозаводов.Судостроит.
з-дами (Балтийский з-д и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, з-д "Красное
Сормово" в Горьком, Черноморский з-д в Николаеве, Херсонский судостроит.
з-д и др.) были созданы, а затем впервые строились крупными сериями
суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб,
скоростные речные и мор. суда на подводных крыльях и др. На сов. з-дах
построены: первое в мире невоенное судно с атомной энергетич. установкой
-ледокол "Ленин" (1959); крупнейшее н.-и. судно "Космонавт Юрий
Гагарин" (1971), мощнейший атомный ледокол "Арктика" (1974). Ведётся постройка
контейнерных судов и судов с горизонтальной погрузкой, больших танкеров
и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для ведения
промысла на больших глубинах и т. д. Нек-рые суда в СССР покупаются зарубежными
судоходными компаниями и судовладельцами. В. С. Дорин.


Постройка судов в 197 0-7 5 (учтены
суда валовой вместимостью более 100 peг. т)










































































































































































































































































































































































































































































Страна


Количество
судов


Валовая
вместимость, млн. peг. т


1970


1971


1972


1973


1974


1975


1970
| 1971


1972


1973


1974


1975


Япония


1037


992


885


1080


1045


930


10,100


11,132


12,857


14,751


16,894


16,991


Швеция


3 9


42


42


39


40


47


1,539


1,863


2,028


2,290


2,181


2,188


ФРГ


184


178


148


134


128


164


1,317


1,968


1,389


1,926


2,142


2,499


Испания


130


161


161


202


230


210


0,649


0,830


1,083


1,319


1,561


1,593


Великобритания


139


122


1 30


119


116


114


1,327


1,233


1,197


1,067


1,198


1,170


Франция


131


70


60


56


54


59


0,859


1,086


1,030


1,170


1,046


1,150


Норвегия


115


121


125


127


129


138


0,702


0,884


0,825


0,984


0,964


1,052


Нидерланды


101


107


112


123


127


143


0,632


0,572


0,750


0,852


0,942


1,028


Дания


52


56


62


59


63


58


0,518


0,728


0,952


1,004


1,076


0,969


Италия


48


66


58


51


54


41


0,546


0,872


0,902


0,837


0,953


0,792


Всего в
мире


2814


2917


2776


2999


2949


2730


20,980


24,388


26,749


30,409


33,541


34,203


<"СУДОСТРОЕНИЕ", ежемесячный научно-технич.
и производств, журнал, орган Мин-ва судостроит. пром-сти СССР и научно-технич.
об-ва су достроит, пром-сти им. акад. А. H. Крылова. Осн. в Петербурге
в 1898 под назв. "Вестник Общества морских инженеров"; неоднократно переименовывался.
С 1934 наз. "С.". Освещает вопросы проектирования судов, судовых устройств
и оборудования, публикует обзоры состояния и перспектив развития осн. типов
судов и направлений судостроения. Тираж (1975) 11,6 тыс. экз.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я