СУДОПРОПУСКНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

СУДОПРОПУСКНЫЕ СООРУЖЕНИЯ гидротехнич.
сооружения, предназначенные для преодоления судами перепадов уровней воды
в гидроузлах и на судоходных каналах. Различают 2 осн. типа С. с.- судоходные
шлюзы
и
трансп. судоподъёмники. Выбор типа С. с. производится на основе
технико-экономич. расчётов. При этом учитываются грузоподъёмность судов,
обеспеченность гидроузла водой для пропуска судов через шлюз (шлюзования),
величины перепадов уровней воды и колебания их в верх, и ниж. бьефах,
а
таклсе топографич. и геологич. условия р-на гидротехнич. сооружений. Наибольшее
распространение получили камерные шлюзы, сооружаемые для пропуска судов
практически любого водоизмещения, при напорах до 40-60м, на гидроузлах,
расположенных в самых разнообразных природных условиях. Судоподъёмники
применяют гл. обр. при напорах 60-70 м, в условиях ограниченного
расхода воды на шлюзование, для пропуска судов сравнительно небольшой грузоподъёмности
(до 2 тыс. т). При высоких напорах и больших навигац. колебаниях
уровней воды возводят С. с. комбинированного типа - с верховым шлюзом и
односкатным наклонным судоподъёмником. При значит, подъёмах уровня
воды в половодье на гидроузлах малого напора (3-5 м) для пропуска
судов в период затопления шлюза целесообразно использование разборных судоходных
плотин с устройством опускных затворов. В связи с расширением применения
скоростных судов (напр., на подводных крыльях, на воздушной подушке)
в
составе гидроузлов нередко возводят спец. С. с., отличающиеся высокой пропускной
способностью.


Лит.: Д е н е р т Г., Шлюзы
и судоподъёмники, [пер. с нем.], М., 1961; Гришин М. М., Гидротехнические
сооружения, М., 1962; Сема нов H. А., Варламов H. H., Б а л а н и н В.
В., Судоходные каналы, шлюзы и судоподъёмники, М., 1970; Михайлов А. В.,
Внутренние водные пути, М., 1973. С. H. Левачёв.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я