СУДОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

СУДОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ входит
в состав судовой энергетич. установки. Различают гл. С. д. (обеспечивает
движение судна) и вспомогат. С. д. (для привода электрогенераторов,
насосов,
вентиляторов
и т. п.). В качестве С. д. используют
двигатели внутреннего сгорания
(две), паровые турбины и газовые турбины.
Особенностями
С. д. являются: большой ресурс, возможность реверсирования,
умеренная
трудоёмкость технич. обслуживания, проводимого в судовых условиях, использование
топлива в основном тяжёлых сортов, отсутствие жёстких ограничений по массе
и размерам двигателя.


Чаще всего на судах используются
две - дизели, обладающие наибольшей экономичностью из всех типов
С. д. На транспортных, промысловых и вспомогат. судах применяются
мало-, средне- и высокооборотные дизели с наддувом (см. Крейцкопфный
двигатель, Тронковый двигатель).
Малооборотные две используются как
гл. двигатели судов различных типов; их агрегатная мощность составляет
2,2-35 Мет, число цилиндров 5-12, удельный эффективный расход топлива
210-215 г/(квт -ч), частота вращения 103-225 об/мин. Среднеоборотные
две используются преим. в качестве гл. двигателей судов ср. размера; их
мощность достигает 13,2 Мет, число цилиндров 6-20, эффективный расход
топлива 205-210 г/(квт -ч), частота вращения 300-500 об/мин.
Высокооборотные две применяются в основном как гл. двигатели на малых судах,
а также в качестве вспомогат. двигателей на судах всех типов; их агрегатная
мощность до 2 Мет, число цилиндров 12-16, удельный эффективный расход
топлива 215-230 г/(квт-ч), частота вращения св. 500 об/мин.


Паровые турбины по степени распространённости
несколько уступают две; используются в качестве гл. двигателей на крупных
танкерах,
контейнеровозах, газовозах
и др. судах, а также на судах с ядерной
энергетич. установкой (см. Атомный ледокол "Ленин").
Применяются также как вспомогат. двигатели. Мощность паротурбинных установок
достигает 80 Мет, удельный эффективный расход топлива 260-300 г!(квт
• ч),
частота вращения турбины 3000-4000 об/мин.


Газовые турбины в составе судовых
двигателей применяются в основном в качестве гл. двигателей на воен. кораблях,
трансп. судах на подводных крыльях и на судах на воздушной подушке.
Трансп.
водоизмещающие суда с газотурбинными двигателями имеются в СССР, США, Австралии.
На судах используют газовые турбины индустриального типа, приспособленные
для сжигания топлива тяжёлых сортов и техобслуживания на борту судна, а
также авиационные газовые турбины с редуктором.
Мощность
газотурбинных установок трансп. судов 0,07-14,5 Мет, удельный эффективный
расход топлива 285-330 г/(квт -ч), частота вращения турбины 5000-8000
об
/мин.
Перспективно применение газовых турбин мощностью 6-37 Мет
в
качестве гл. двигателей крупных судов с горизонтальным способом погрузки,
паромов,
судов ледового плавания и т. п., а также как вспомогат. двигателей.


Лит.: Петровский H. В., Судовые
двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация, М., 1966; Гаврилов В.
С., Камкин С. В., Шмелев В. П., Техническая эксплуатация судовых дизельных
установок, М., 1967; ПлаксионовН.П., Берете А. Г., Судовые турбинные установки,
М., 1973; Справочник судового механика, под ред. Л. Л. Грицая, т. 1-2,
М., 1973-74. Г. И. Белозерским, В. В. Маслов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я