СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ судно,
корпус к-рого при движении поднимается над водой под действием подъёмной
силы, создаваемой погружёнными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан
в России в 1891, однако применяться эти суда стали со 2-й пол. 20 в. Теоретич.
основы движения С. на п. к. разработаны сов. учёными М. В. Келдышем,
М.
А. Лаврентьевым, H. Е. Кочиным, А. И. Владимировым и др.



Неподвижное С. на п. к. удерживается
на воде силами плавучести (водоизмещающее положение). При достижении судном
определ. скорости корпус его поднимается над водой (выход на крылья). Это
уменьшает поверхность соприкосновения судна с водой (в воде находятся лишь
крылья, их стойки, рули, гребные валы и винты), сопротивление воды движению
снижается и при одинаковых удельных энергозатратах С. на п. к. удаётся
развить более высокую скорость по сравнению с водоизмещающими или глиссирующими
судами (см. Глиссер). Устойчивое движение С. на п. к. после выхода
на крылья, а также продольная и поперечная остойчивость достигаются автоматич.
изменением площади или глубины погружения крыльев (неподвижные крылья)
либо угла атаки крыльев (управляемые крылья). С. на п. к. с неподвижными
малопогружёнными крыльями (не пересекающими поверхность воды) применяются
гл. обр. на реках, в условиях мор. волнения более выгодны пересекающие
поверхность воды глубоко погружённые дугообразные или V-образные крылья.
Всё большее распространение на море находят С. на п. к. с управляемыми
крыльями, снабжённые устройством слежения за профилем встречных волн для
автоматич. регулирования угла атаки крыльев.


С. на п. к. используются для перевозки
пассажиров и небольших срочных грузов, в военных (торпедные и ракетные
катера) и служебных целях (охранные и посыльные суда). Корпус С. на п.
к. обычно изготавливают из лёгких сплавов, крылья -из нержавеющей стали;
энергетич. установки - двигатели внутр. сгорания, газовые турбины; движитель
- гребной винт. С. на п. к. достигает скорости 80-100 км/ч и более.
Обычное оборудование пассажирских помещений С. на п. к.-мягкие кресла авиационного
типа.


Первое в СССР С. на п. к. типа "Ракета"
на 66 мест было построено в 1957; судостроит. пром-стью СССР сооружаются
(1976) как речные, так и мор. С. на п. <к., рассчитанные на 150-250
пассажиров.


Лит.: Муругов В. С., Яременко
О. В., Морские суда на подводных крыльях, М., 1962; Зайцев H. А., М а ск
а л и к А. И., Отечественные суда на подводных крыльях, 2 изд., Л., 1967.
Э.
Г. Логвинович.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я