СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 в России
реформа суд. системы и судопроизводства; самая последовательная из бурж.
реформ 60-70-х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская
реформа 1864).
Вызванная развивавшимися в стране капиталистич. отношениями,
С. р. отразила классовые интересы буржуазии. Проводилась на основе суд.
уставов, принятых 20 нояб. 1864: ">'чреждение судебных установлений", уставы
уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились со значит, изменениями;
окончательно процесс был завершён лишь к 1896.


В судебных уставах отражён ряд бурж.
принципов
судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость
судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение
гласности, устности и состязательности процесса, свободная оценка доказательств;
выборность нек-рых суд. органов (мировых судов). Вместе с
тем С. р. сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие
в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных
лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.


Были созданы две системы судов -мировые
и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражд. дела. Создавались
мировые суды в городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой
округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся на мировые
участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались
мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями
(в столицах - гор. думами) и утверждались в должности 1-м департаментом
Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых
судей, состоявший из всех мировых судей (в т. ч. и почётных мировых судей)
округа.
Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции,
судебные
палаты и кассационный департамент Сената. В прибалт. губерниях, на Сев.
Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а назначались министром
юстиции; в Польше в сельской местности мировых судов не было вообще, в
городах мировые судьи назначались правительством .


Система общих судов включала окружные
суды и судебные палаты (одна на неск. суд. округов). Окр. суд рассматривал
уголовные и гражд. дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако
из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершённых
лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или
проступках, за к-рые законом были положены наказания, соединённые с лишением
всех прав состояния или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались
с участием присяжных заседателей. Апелляционной инстанцией для окр.
суда была суд. палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом
присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим
органом суд. надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента
- гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать нек-рые дела по
первой инстанции.


При окр. судах и суд. палатах состояли
суд. следователи, суд. приставы, прокуратура; кроме того, при суд. палатах
-совет присяжных поверенных. Суд. следователи проводили предварит,
следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окр. суду и суд. палате.
Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окр. суде - прокурор
окр. суда и неск. товарищей прокурора, при суд. палате - прокурор
суд. палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената - обер-прокурор
и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор
(с 1802 им являлся министр юстиции).


С. р. имела прогрессивное значение,
ибо новая суд. система заменила собой крайне раздробленную систему судов
(суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись
на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции
осуществляла полиция, и т. п.). Однако значение С. р. 1864 умалялось
рядом положений суд. уставов: изъятием нек-рых категорий дел из компетенции
суда присяжных (в т. ч. о гос. преступлениях), сохранением системы
поощрений судей местной администрацией, которая представляла их
к очередным чинам и орденам, и т. д.


С 70-х гг. в период реакции началось
отступление от провозглашённых принципов. С. р. была подвергнута коренному
пересмотру ранее др. реформ 60-х гг. В 1866 из ведения суда присяжных были
изъяты дела о печати; законом 19 мая


1871 были утверждены Правила о порядке
действия членов корпуса жандармов по исследованию преступлений, передавшие
дознание по делам о гос. преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня 1872
была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по гос. преступлениям
"Устава уголовного производства", закрепившая создание Особого присутствия
правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для
рассмотрения этой категории дел. Законом от 9 мая 1878 "О временном изменении
подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям" был
резко сокращён круг дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от
9 авг. 1878 и 8 апр. 1879 рассмотрение дел о гос. преступлениях и особо
опасных преступлениях против порядка управления было передано воен. судам.
Принятое 14 авг. 1881 "Положение о мерах к охранению государственного порядка
и общественного спокойствия" ещё более расширило компетенцию воен. судов
и сузило круг процессуальных гарантий в общих суд. установлениях. Завершением
суд. "контрреформы" явилась судебно-административная реформа
1889.



Лит.: Судебная реформа, т.
1 - 2, М., 1915; Виленский Б. В., Судебная реформа и контрреформа в России,
Саратов, 1969. П. С. Грацианский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я