СУД

СУД спец. орган гос-ва, в
компетенцию к-рого входит осуществление правосудия в интересах господствующего
класса (при социализме - в интересах всего народа). Свои функции
С. выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражд., трудовых
и иных споров, адм. и других правонарушений в установленном законом порядке
(см. Судопроизводство).


С. возникает вместе с гос-вом, но
выделяется в самостоят, орган по мере развития гос. механизма и образования
спец. гос. аппарата. В догос. обществе конфликты и споры разрешались старейшинами
или вождями племён, особыми собраниями родов или племён, выделенными этими
собраниями коллегиями (напр., рахимбурги). Существовали обычаи внесудебного
порядка решения конфликтов (напр., кровная месть, принцип талиона).


В рабовладельч. гос-ве первоначально
функции гос. управления ещё не были дифференцированы. Одни и те же органы
класса рабовладельцев осуществляли управление, руководили воен. силами
и выполняли суд. функции. Однако по мере развития рабовладельч. гос-в и
изживания родовых отношений стала складываться суд. система и С. как самостоят,
орган
господствующего класса. В Афинах и в Древнем Риме (в период поздней республики
3-1 вв. до н. э.) С. уже были отделены от администрации, имелись
суд. коллегии (напр., суды гелиастов), складывался ин-т суд. защиты.
Суд. институты античных roc-в были использованы и развиты в эпоху феодализма.
В целом для суд. процесса рабовладельч. общества было характерно, что отстаивать
свои интересы в С. могли только свободные граждане, рабы не могли даже
быть свидетелями. Убийство раба было безнаказанным; если правонарушение
совершил раб, над ним учинялась внесудебная расправа.


Для С. феод, гос-в характерны сословность
(наличие С. крестьянских, церковных и т. п.), широкие суд. полномочия
крупных землевладельцев, имевших суд. иммунитет и чинивших суд над
своими крепостными. Централизация суд. системы и усиление роли гос-ва в
деятельности С. связаны с общим процессом укрепления центр, власти, со
становлением абсолютизма. В этот период возникают высшие суд. органы
(напр., Суд королевской скамьи в Англии, имп. суд в Германии).
С централизацией С. происходило и изменение процессуальных форм, отказ
от иррациональных способов доказывания типа ордалий, "божьего суда",
обвинит,
форм суд. процесса.


Зародившаяся в недрах феод, общества
буржуазия в борьбе за политич. власть выступила против феод. суд. системы.
Идеологи бурж. революций 17-18 вв., в т. ч. франц. энциклопедисты и просветители,
выдвинули ряд демократич. принципов организации С. (прежде всего "разделения
властей" теорию)
и судопроизводства: равенство всех перед С. и законом,
утверждение суда присяжных, гласность и устность судопроизводства
и отказ от системы формальных доказательств, принцип выборности судей,
принцип презумпции невиновности. Многие из этих принципов записаны
в Декларации прав человека и гражданина 1789, конституциях ряда бурж. гос-в
(в т. ч. и в первых 10 поправках к конституции США, т. н. "Билле
о
правах"),
в конституц. актах Великобритании.


Однако в целом эти принципы никогда
не были полностью реализованы в бурж. гос-вах, от нек-рых из них отказались
даже формально. Напр., выборность судей была, как правило, отменена, суды
в большинстве гос-в назначаются на неогранич. сроки (см. Несменяемость
судей).
Бурж. С. всегда был и остаётся открытым орудием господствующего
класса буржуазии, "...слепым, тонким орудием беспощадного подавления эксплуатируемых,
отстаивающим интересы денежного мешка" (Ленин В. И., Поли, собр. соч.,
5 изд., т. 35, с. 270). Экономич. неравенство лишает трудящихся
реального права на защиту; кадры судей и присяжных формируются, как правило,
из представителей имущих слоев населения. Введение бурж. гос-вом новых
форм и принципов суд. процесса не означало полного отказа от прежних форм
судопроизводства; в моменты обострения классовой борьбы буржуазия полностью
отказывается от ею же созданной законности, применяются упрощённые формы
суд. процесса (напр., смешанный процесс), умаляется роль закона
при рассмотрении дел в С. В наиболее резкой форме отказ от бурж.-демократич.
принципов суд. процесса проявился в фаш. Германии и Италии, где были приняты
реакц. уголовные законы, процветала внесудебная расправа с прогрессивными
деятелями.


Для эпохи общего кризиса капитализма
характерна тенденция к умалению роли закона в деятельности С. Многочисл.
бурж. теории (напр., реалистическая школа права) считают, что С.
не должен быть связан нормами закона, чрезмерно расширяют свободу судейского
усмотрения, ведущую на практике к суд. произволу.


В совр. бурж. гос-вах существуют
сложные разветвлённые системы С., включающие гражд., уголовные, адм., торг.,
церк. и иные С. Эти системы возглавляются верх. суд. органами, нередко
выполняющими функции конституционного суда. Деятельность бурж. С.
как части механизма бурж. гос-в детально регулируется спец. законодательством.
Однако общим направлением в развитии бурж. С. является усиление его карательно-репрессивной
функции в борьбе против интересов трудящихся. С др. стороны, в эпоху империализма
нек-рые функции С. передаются иным гос. органам особой компетенции (следств.
комитеты Конгресса США и его палат, спец. комиссии и т. п.).


История С. в дореволюционной России
восходит ко времени Киевской Руси, где С. творился князем и его представителями
- посадниками и тиунами. В Новгородской феод, республике
суд. власть осуществляли вече (высшая суд. инстанция), князь, посадники,
архиепископ, староста, братчины. В Моск. Руси 15-17 вв. С. осуществляли
князь (царь), Боярская дума, нек-рые приказы, а на местах - наместники,
волостели,
вотчинники. С упразднением системы кормлений суд. полномочия
были переданы губным избам. Первые попытки отделить С. от администрации
были предприняты Петром I, при к-ром в 1713 в губерниях была учреждена
должность судьи (ландрихтера), а затем (в 1718) - оберландрихтера.
Однако компетенция этих судей не была чётко определена, и для решения наиболее
сложных дел они должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были также созданы
воен. суд, духовный суд. Высшей суд. инстанцией был Сенат. При Екатерине
II была создана система суд. учреждений, возглавлявшаяся (с 1802) Сенатом;
в неё входили уездные и земские суды - для дворян; городские и губернские
- для горожан; нижняя и верхняя расправа - для свободных крестьян. В
60-х гг. 19 в. была проведена судебная реформа 1864, к-рая
ввела основы бурж. судопроизводства в России. Были учреждены суд
присяжных,
выборный мировой суд, адвокатура. После Вел. Окт.
социалистич. революции по ленинскому Декрету о суде от 22 ноября
1917 суд. система царской России была сломана сверху донизу -от правительствующего
сената до мировых судов. Осн. звеном сов. судебной системы стал нар. суд
города или района, рассматривающий абсолютное большинство гражд. или уголовных
дел. В. И. Ленин писал: "Новый суд нужен был прежде всего для борьбы против
эксплуататоров, пытающихся восстановить свое господство или отстаивать
свои привилегии... Но, кроме того, на суды... ложится другая, еще более
важная задача. Это - задача обеспечить строжайшее проведение дисциплины
и самодисциплины трудящихся" (там же, т. 36, с. 163).


В социалистич. обществе С. призван
охранять от всяких посягательств социалистический общественный и государственный
строй, социалистич. систему х-ва и социалистич. собственность, права и
охраняемые законом интересы гос. предприятий и учреждений, кооперативноколхозных
и иных обществ, орг-ций, законные права и интересы граждан, воспитывать
граждан в духе преданности Родине и социализму, точного и неуклонного исполнения
законов, соблюдения дисциплины.


В большинстве социалистич. стран
судьи избираются либо органами гос. власти, либо населением путём прямых
выборов. Обычно судьи первого звена суд. инстанций избираются гражданами
на основе всеобщего, прямого и равного избират. права при тайном голосовании,
а народные заседатели - на собраниях трудящихся соответств. предприятий,
орг-ций. Судьи и нар. заседатели вышестоящих судов, как правило, избираются
на собраниях трудящихся соответствующими представит, органами (напр., в
СССР - Советами депутатов трудящихся). Судьи ответственны за свою
деятельность перед избирателями, избравшими их органами и могут быть отозваны
или смещены. Судебные органы, как правило, образуются в соответствии с
адм.-терр. делением страны. Дела рассматриваются в судах коллегиально,
судьи и заседатели при разбирательстве дел пользуются равными правами.


При осуществлении правосудия в социалистич.
странах судьи независимы и подчиняются только закону, т. е. они обязаны
решать дела независимо от посторонних влияний и выносят приговоры и решения
только на основании закона. Судопроизводство ведётся на языке большинства
населения данного района. Лицам, не владеющим этим языком, обеспечивается
полное ознакомление с материалами дела через переводчика, а также право
выступать в суде на родном языке. Важное значение в организации суд. системы
имеет
принцип гласности суд. разбирательства, к-рое, как правило, ведётся устно
и открыто и может быть закрытым лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законодательство социалистич. стран закрепляет право обвиняемого на защиту.


Осн. принципы организации и деятельности
судов определены Конституцией СССР. Более подробно эти вопросы изложены
в Основах законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и авт. республик
(1958), в Основах уголовного судопроизводства (1958) и Основах
гражданского судопроизводства (1961). На основе и в соответствии
с этими общесоюзными законами в союзных республиках приняты респ. законы
(в т. ч. уголовно-процессуальные и гражд.-процессуальные кодексы).


Судебная система СССР включает:
Верховный суд СССР,
Верховные суды союзных и авт. республик, обл.,
краевые, гор. суды, суды авт. областей и нац. округов, районные нар. суды
и военные трибуналы. На высший судебный орган <- Верх, суд
СССР возложен надзор за деятельностью всех судебных органов союзных и авт.
республик и воен. трибуналов.


Судебная деятельность складывается
из рассмотрения и разрешения гражд. дел по спорам, затрагивающим права
и интересы граждан, гос. предприятий, учреждений, колхозов, кооп. и иных
обществ, орг-ций; из рассмотрения уголовных дел и применения установленных
законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо
оправдания невиновных.


Все С. в СССР образуются на началах
выборности. Народные суды избираются гражданами данного города или
района на основе всеобщего, равного и прямого избират. права при тайном
голосовании; нар. заседатели этих С. избираются на общих собраниях трудящихся.
Нар. заседатели и члены обл., краевых и Верх, судов избираются соответствующими
обл., краевыми и Верх. Советами. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется
коллегиально: по первой инстанции судьёй и 2 нар. заседателями,
дела по кассационным жалобам и протестам -в судебных коллегиях вышестоящих
С. 3 членами соответствующего С.


В порядке, установленном законодательством,
в
распорядит. и суд. заседаниях при рассмотрении уголовных и гражд. дел участвует
прокурор. Кроме того, в суд. заседании могут принимать участие общественный
обвинитель
или общественный защитник.


Судопроизводство ведётся на языке
союзной или авт. республики, а в случаях, предусмотренных конституциями,-на
языке большинства населения р-на с обеспечением для лиц, не владеющих этим
языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также
права выступать в С. на родном языке. Разбирательство дел во всех С. открытое.
Закрытое рассмотрение допускается в исключит, случаях, если этого требуют
интересы охраны гос. тайны, а также по мотивированному определению С. по
делам о преступлении лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о
половых преступлениях, а также по просьбам сторон, если в суд. заседании
должна идти речь об интимных сторонах их жизни. Приговор С. во всех случаях
провозглашается публично. Все подсудимые имеют право на защиту. С. обязан
обеспечить обвиняемому возможность защищаться предусмотренными законами
средствами и способами от предъявленного ему обвинения. В гражд. процессе
стороны также наделены широкими правами для защиты своих имуществ. и личных
прав и интересов.


Лит.: Ленин В. И., Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 36, 39; Марксистско-ленинская общая теория государства
и права. Основные институты и понятия, М., 1970, с. 272; Ч е рниловский
3. М., Всеобщая история государства и права, М., 1973. Л. H.
Смирнов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я