СТУДЕНЧЕСТВО

СТУДЕНЧЕСТВО учащиеся высших
уч. заведений. Термин "С." обозначает собственно студентов как социально-демографич.
группу, характеризующуюся определённой численностью, половозрастной структурой,
терр. распределением и т. д.; определ. обществ, положение, роль и статус;
особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), к-рую
проходит значит, часть молодёжи и к-рая характеризуется определёнными социально-психологич.
особенностями. С. как особая группа возникло в Европе в 12 в. одновременно
с первыми университетами. Средневековое С. было крайне неоднородно как
в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и
повышением социальной значимости высшего образования роль С. в жизни об-ва
возрастает. С. является не только источником пополнения квалифицированных
кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную
социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие
целого ряда др. социальных барьеров делали его доступным в большинстве
случаев только для состоят, слоев об-ва и само оно давало получившим его
людям значит, привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. С. отличалось высокой
политич. активностью и играло заметную роль в обществ, жизни. В. И. Ленин
в 1903 писал, что С. "является самой отзывчивой частью интеллигенции, а
интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее,
всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых
интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не
было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала
политической группировке во всем обществе,- „соответствовала" не в смысле
полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе
и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве
тех групп, какие есть в обществе" (Л ен и н В. И., Поли. собр. соч., 5
изд., т. 7, с. 343). Научно-техническая революция повлекла
за собой крупные сдвиги в положении и составе С. Потребность в образованных
кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а
также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодёжных
возрастных группах. С 1950 по 1966 численность студентов высшей школы увеличилась
в мире в 3,2 раза. В 1913 число студентов на 10 тыс. населения составляло
в Европе от 7 до 11, в 1934 - от 11 до 30 чел. Эта пропорция составляла
в США в 1971/72 уч. г. 273, в СССР (1973/74) - 186, во Франции (1970/71)
-132,
в Италии (1972/73) - 118, в Великобритании (1971/72)
- 94,
в ФРГ (1971/72) - 66. Быстро растёт число студентов в развивающихся
странах. В связи с укрупнением высших уч. заведений усиливается концентрация
С., студенческие городки становятся всё более многолюдными. Растущая массовость
высшего образования подрывает его былую элитарность, делает С. более демократическим
по социальному происхождению. Определённые сдвиги происходят и в половозрастной
структуре С., в частности увеличивается количество женщин. Несмотря на
различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных
возможностей, С. связано общим видом деятельности и образует в этом смысле
определённую социальнопроф. группу. Общая деятельность в сочетании с терр.
сосредоточением порождает у С. известную общность интересов, групповое
самосознание, специфич. субкультуру и образ жизни, причём это дополняется
и усиливается возрастной однородностью, к-рой не имеют др. социальнопроф.
группы. Социально-психологич. общность объективируется и закрепляется деятельностью
целого ряда политич., культурно-просветит., спортивных и бытовых студенческих
орг-ций. Однако, несмотря на эти общие черты, С. социально неоднородно
и нет никаких оснований считать его обществ, классом, как это предлагают
нек-рые зап. социологи (напр., И. Л. Горовиц и У. Фридленд, США).
С. не занимает самостоят, места в системе произ-ва, студенческий статус
является заведомо временным, а обществ, положение С. и его специфич. проблемы
определяются характером обществ, строя и конкретизируются в зависимости
от уровня социально-экономич. и культурного развития страны, включая и
национальные особенности системы высшего образования.


В капиталистич. странах, несмотря
на значит, рост численности С., высшее образование остаётся классовым.
Растущая стоимость высшего образования, инфляция, недостаточность числа
и размеров стипендий, неподготовленность высших уч. заведений к наплыву
студентов и т. д. особенно тяжело сказываются на представителях беднейших
слоев об-ва. Численность детей рабочих и особенно крестьян в вузах значительно
меньше, чем выходцев из ср. слоев; они также чаще отсеиваются. Во мн. странах,
в т. ч. развивающихся, содержание образования не соответствует запросам
жизни, архаич. система высшего образования (в частности, односторонний
крен в сторону гуманитарных дисциплин) не обеспечивает подготовки
специалистов того профиля, к-рый требуется нар. х-ву. В др. странах (напр.,
в США) перенасыщение рынка рабочей силы вызывает высокую безработицу
среди квалифициров. кадров. Это сказывается на положении и настроениях
С., побуждает его к протесту (см. Студенческое движение). В социалистич.
странах С. представляет передовой отряд молодёжи. Если численность населения
СССР в 1922-72 выросла на 55%, то число студентов вузов увеличилось в 21
раз. В 1940/41 уч. году в СССР было 812 тыс. студентов, в 1973/74 - 4621
тыс.; выпуск специалистов возрос соответственно со 126,1 тыс. в 1940 до
692,3 тыс. в 1973. Важным завоеванием является увеличение числа женщин
в составе С. (с 28% в 1927/28 до 50% в 1973/74). Систематически
увеличивается стипендиальный фонд и принимаются др. меры для повышения
материальной обеспеченности С. Подготовит, курсы, рабфаки и сами правила
приёма направлены на то, чтобы облегчить поступление в вузы представителей
рабоче-крестьянской молодёжи и обеспечить равенство социальных возможностей
всех классов и социальных групп. Высокая социальная активность С. выражается
в том, что, помимо овладения науч. знаниями, С. активно участвует в трудовой
и общественно-политич. жизни страны (летний трудовой семестр, комсомольская
работа и т. д.). Коммунистич. партия и Сов. гос-во уделяют большое
внимание совершенствованию системы образования и идейно-политич. воспитанию
С., его вовлечению в самостоят, науч. работу, расширению культурного кругозора.
Лит.:
Рубин
Б. Г., Колесников Ю- С., Студент глазами социолога, Ростов н/Д., 1968;
Кон И. С., Студенчество на Западе как социальная группа, "Вопросы философии",
1971, № 9; Молодёжь и образование, М., 1972; Турченко В. H., Научно-техническая
революция п революция в образовании, М., 1973; И конникова С. H., Молодёжь.
Социологический и социально-психологический анализ, Л., 1974;
Л ис о в с к и и В. Т., Дмитриев А. В., Личность студента, Л., 1974; Parsons
Т., Р 1 a t t G. М., The American university, 2ed., Camb. (Mass.), 1974.
См. также лит. при ст. Молодёжь. И. С. Кон.
Студенчество в СССР.
Сов. С. под руководством партийных и комсомольских орг-ций участвует в
хоз., социально-политич., науч., культурной и спортивной жизни страны,
а также в междунар. студенческом движении. Деятельность С. в СССР неразрывно
связана с интересами сов. народа. В 20-е гг., следуя указанию В. И. Ленина
о необходимости "... довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917
года дело прсвращения школы из орудия классового господства буржуазии в
орудие разрушения этого господства..." (Поли. собр. соч., т. 38, 5 изд.,
с. 116), С. способствовало "пролетаризации" высшей школы. Студенты-коммунисты
участвовали в создании рабочих факультетов, К 30-м гг. изменился
социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев (см.
Высшее
образование).
В годы довоен. пятилеток (1929-40) сов. С. помогало
осуществлению социалистич. преобразований: индустриализации страны, коллективизации
с. х-ва, культурной революции (введение всеобщего семилетнего образования,
ликвидация неграмотности и др.). Тысячи студентов оказывали помощь
предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские орг-ции вузов
осн. внимание обращали на совершенствование уч. процесса и политич. воспитания,
соединение теоретич. обучения с производств, практикой, развитие н.-и.
работы. В 30-е гг. сов. студенты создавали хозрасчётные студенческие "бригады
реального проектирования", науч. кружки при кафедрах; в 40-е гг. науч.
кружки, бригады и др. были объединены в науч. студенч. об-ва и студенч.
конструкторские бюро (см.
Студенческие научные общества
в СССР).
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 240 тыс. студентов стали воинами
Сов. Армии. Более 1000 воспитанников МГУ в июне 1941 ушли на фронт добровольцами.
В 460 вузах страны студенты учились под девизом: "Всё для фронта, всё для
победы!". 150 тыс. из них совмещали учёбу с работой на производстве. В
1941 в Москве была создана студенческая секция Антифаш. к-та сов. молодёжи
(с 1956 Студенческий совет СССР). После окончания войны 30 тыс.
фронтовиков поступили в вузы. Они оказывали существенное влияние на студенческую
молодёжь своей принципиальностью, политич. активностью и трудолюбием. В
кон. 50-х гг. зародились студенч. строит, отряды, участники к-рых во время
летних каникул работают на пром. и с.-х. объектах страны, прокладывают
линии электропередач, жел. и шосс. дороги, строят жилые дома, школы, больницы
и клубы. Студенты работают летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте.
В 1974 в таких отрядах было более 600 тыс. студентов. Совместный труд с
рабочими и колхозниками стал школой обществ.-политич. и трудовой закалки
будущих специалистов. В 60-70-е гг. сов. студенты участвовали в создании
школ молодого лектора, факультетов обществ, профессий, организации всесоюзных
студенческих агитпоходов и всесоюзных конкурсов студенч. работ по обществ,
наукам, истории ВЛКСМ и междунар. молодёжному движению. 19-20 окт. 1971
в Москве состоялся Всесоюзный слёт студентов. В 1972-74 в
5-м всесоюзном
конкурсе, посвящённом 50-летию со дня присвоения комсомолу имени В.' И.
Ленина, участвовало более 1,5 млн. студентов (в первом конкурсе 1966/67
уч. г.- 86 тыс.). С 1973 проходит всесоюзная олимпиада "Студент
и научно-технический прогресс". Развивается н.-и. деятельность студентов.
В 1971-74 они получили св. 5300 авторских свидетельств и патентов, участвовали
в выполнении более 70 тыс. работ, внедрённых в произ-во.


Студенты участвуют в создании обществ,
подготовит, курсов для поступающих в вузы. Они являются членами
групп нар. контроля и др. Представители студенческих орг-ций входят в Совет
по высшей школе при Мин-ве Высшего образования СССР, в советы ректоров
уч. заведений, в состав науч., технич., культурных, спортивных и др. обществ,
орг-ций, к-рые занимаются вопросами учёбы, быта, труда и отдыха молодёжи
вузов. В СССР выходит обществ.-политич. и лит.-художеств, журн. "Студенческий
меридиан".
Сов. студенты имеют своё спортивное об-во "Буревестник".
В жизни сов. студентов большую роль играют комсомольские орг-ции. В 1974
они охватывали более 95% студентов вузов (в 1928 - 19,2%, в 1935 - 32,5%).
Сов. студенты на протяжении всей истории Сов. гос-ва участвовали в междунар.
движении прогрессивного С. Они входили в Коммунистический интернационал
молодёжи
в 1919-43, боролись за создание антифаш. фронта молодёжи в
годы 2-й мировой войны 1939-45. Студенч. совет СССР сотрудничает со студенч.
орг-циями более 100 стран. Представители сов. С. участвуют в работе Международного
союза студентов,
в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной
федерацией демократической молодёжи
(ежегодно отмечается Междунар.
день студентов, организуются Всемирные фестивали молодёжи и студентов
и
др.). Сов. студенты - участники всемирных летних и зимних универсиад,
студенческих лагерей и др. За отличную учёбу, активную обществ, деятельность,
самоотверженный труд в 1970-74 более 4 тыс. студентов награждено орденами
и медалями СССР. Свыше тысячи студентов - депутаты Верх. Советов союзных
республик и местных Советов депутатов трудящихся. Лит.: Комсомол
и высшая школа. Сб. документов и материалов, М., 1968; Комсомол в вузе,
М., 1973; Всесоюзный слет студентов, Москва, 1971. Документы и материалы,
М., 1972; Студенты-наследники революции. Встреча студентов социалистических
стран, М., 1975. В. И. Барсуков, В. М. Орёл.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я