СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ борьба
студентов в защиту своих интересов, а также их участие в общеполитич. борьбе.
В западноевроп. странах обществ, деятельность студенчества уже в 1-й пол.
19 в. стала важным фактором общественно-политич. жизни. Политически активные
студенты, выходцы из бурж. и мелкобурж. слоев, участвовали в борьбе против
феод.-монархич. реакции: в Германии - в орг-ции Вартбургских
празднеств
1817 и др. антифеод, выступлений, во Франции - в деятельности
тайных респ. обществ и студенч. клубов, в Италии - в выступлениях карбонариев,
"Молодой
Италии", в ряде стран - в революциях 1848-49 и др. С развитием массового
социалистич. рабочего движения во 2-й пол. 19 в. передовые представители
студенчества Зап. Европы стали переходить на позиции рабочего класса. Однако
большинство студентов не приняло участия в рабочем движении, а среди нек-рых
прослоек студенчества распространялись реакционно-националистич. идеи.
С сер. 19 и особенно в кон. 19 -нач. 20 вв. активно включилась в революц.-демократич.
движение студенческая молодёжь в России (см. Студенческое движение в
России).
В кон. 19 в. уже предпринимались попытки создать координирующий
центр междунар. революц. С. д. В дек. 1893 в Женеве был созван Междунар.
конгресс студентов-социалистов, к-рый принял решение об образовании Междунар.
секретариата с целью установления и укрепления связей между студентами-социалистами
разных стран. К конгрессу обратился с приветственным письмом Ф . Энгельс
(см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 22, с. 432).
В нач. 20 в. передовые студенты активно участвовали в формировании междунар.
социалистич. молодёжного движения, важной вехой к-рого стала Штутгартская
междунар. конференция юношеских социалистич. орг-ций (1907), положившая
начало Интернационалу молодёжи (см. в ст. Социалистический интернационал
молодёжи).
Во время 1-й мировой войны 1914-18 многие студенты-социалисты
решительно и активно выступали против социал-шовинизма лидеров 2-го Интернационала,
проявляя, однако, нередко ту же непоследовательность, к-рой были отмечены
решения Бернской международной социалистической конференции молодёжи
1915.
В период революц. подъёма, начавшегося под влиянием Вел. Окт.
социалистич. революции, усилилась дифференциация среди студенчества. Лучшие
его представители приняли участие в революц. борьбе, в создании первых
коммунистич. молодёжных орг-ций, которые объединились в Коммунистический
интернационал молодёжи
(КИМ). Однако наиболее многочисл. часть
студентов капиталистич. стран заняла буржуазные позиции; часть из них выступила
в защиту бурж.парламентского строя, другая оказалась под влиянием крайне
правых реакционно-националистич. элементов. В 20-х гг. отмечалась активизация
таких междунар. студенч. объединений, как Всемирная федерация студентов-христиан
(осн. в 1895), Всемирный университетский сервис (осн. в 1920)
и
католич. студенч. орг-ция"Пакс Романа" (осн. в 1921). Целью этих корпоративных
по своему характеру орг-ций было сосредоточение внимания студенчества лишь
на чисто академич. проблемах и специфических студенч. интересах (улучшение
условий учёбы и быта студентов, защита университетской автономии).
Значит, размаха достигло после 1-й мировой войны С. д. в странах Лат. Америки.
Студенты боролись за университетскую реформу (кордовский манифест 1918,
опубликованный аргент. студентами и поддержанный студентами всего континента),
против подчинения Лат. Америки США, против военщины, олигархии и католич.
церкви, против поддерживавшихся властями некомпетентных и реакц.
преподавателей. В сер. 30-х гг., в условиях подготовки фашизмом новой мировой
войны, передовые студенты выступили за сплочение всей антифаш. молодёжи.
Содействуя
выполнению этой задачи, 6-й конгресс КИМ (сент.- окт.
1935), в соответствии с указаниями 7-го конгресса Коминтерна
(июль - авг. 1935), призвал коммунистич. молодёжные орг-ции преодолеть
сектантскую замкнутость и создавать массовые юношеские орг-ции, в
т. ч. и студенческие. Объединению усилий студенчества различных стран в
антифаш. борьбе содействовали Всемирный студенческий конгресс (Брюссель,
дек. 1934), Междунар. конгресс социалистич. и коммунистич. студенчества
(Париж, июль 1937), на к-ром был образован Междунар. студенческий
альянс, и др. междунар. студенческие встречи. Во время 2-й мировой войны
1939-45 сотни тысяч студентов разных стран с оружием в руках боролись против
фашизма на фронте или в рядах Движения Сопротивления.
Укреплялась
интернац. солидарность прогрессивного студенчества. В 1941 на проходивших
в Лондоне студенческих встречах было решено объявить 17 ноября Междунар.
днём студентов в память об антифаш. выступлениях чешских студентов в нояб.
1939 (наиболее значительное среди них - демонстрация в Праге 15 ноября,
в день похорон погибшего в результате столкновения с фаш. оккупантами студента
Яна Оплетала, за к-рой 17 ноября последовала жестокая карательная операция
против студентов). В 1942 и в 1943 в США состоялись междунар. конференции
студентов-антифашистов. Совместная борьба против фашизма заложила основу
для объединения демократия, студенчества в подлинно всемирное движение.
В нояб. 1945, после окончания Всемирной конференции молодёжи, на к-рой
была создана Всемирная федерация демократической молодёжи, в Праге
состоялась Всемирная конференция студентов; её участники решили созвать
в 1946 Всемирный конгресс студентов (ВКС) для учреждения новой междунар.
студенческой орг-ции. 18 авг. 1946 в Праге открылся учредительный конгресс
Междунар. союза студентов (МСС), в к-рый при его основании вошли
35 нац. союзов, представлявших 2,5 млн. студентов. МСС принял активное
участие в борьбе передового студенчества за мир, против угрозы новой войны,
против фашизма, колониализма и империализма, против милитаризации высшей
школы, за демократизацию образования, улучшение условий жизни и учёбы студентов.
Деятельность МСС встретила сопротивление со стороны реакц. кругов в рядах
студенчества и вне его, стремившихся направить С. д. в русло политики "холодной
войны", использовать его для подрывной деятельности против социалистич.
стран, демократических и миролюбивых сил Запада. С 1948 руководство ряда
зап. нац. союзов студентов (США, Великобритании, Австралии, Франции и др.)
стало
проводить линию, направленную на подрыв МСС, раскол междунар. С. д. В янв.
1952 в Эдинбурге была созвана Междунар. студенческая конференция, объявившая
о создании Координац. секретариата союзов студентов (сокращённое назв.
МСК - КОСЕК; с 1964 - МСК). Эта орг-ция стала междунар. центром борьбы
против МСС и демократич. С. д. Её руководители выступили против участия
студенчества в социально-политич. борьбе, за ограничение сферы С. д. корпоративными
студенческими интересами. Подобные установки, так же как и практич. деятельность
МСК - КОСЕК, не встретили поддержки среди студенческой молодёжи. В 1962
на 10-й Междунар. студенческой конференции в Квебеке делегации от 27 национальных
студенческих организаций покинули конференцию и заявили о своём выходе
из МСК -КОСЕК. В 1966 на 12-й МСК в Найроби ещё 16 нац. союзов заявили
о своём несогласии с курсом руководства МСК. В 1969, после опубликования
в амер. печати материалов, разоблачающих связи руководства МСК с ЦРУ, финансировавшим
её через Нац. студенческую ассоциацию США, МСК прекратила своё существование.
МСС
остался крупнейшей международной студенческой орг-цией (в 1974 она охватывала
88 нац. союзов студентов, т. е. более 3Д организованного С.
д.). При его деятельном участии проводятся многочисл. многосторонние и
междунар. встречи студенческой молодёжи, в т. ч. Всемирные фестивали
молодёжи и студентов.
60-е гг. ознаменовались подъёмом С. д. в развитых
капиталистических странах. Особенно бурные, беспрецедентные по своим масштабам
студенческие выступления проходили на рубеже 60-70-х гг. Новый подъём С.
д. тесно связан с общим обострением социальных противоречий в бурж. об-ве,
сопровождающим развитие гос.-монополистич. капитализма, с углублением
антагонизма между финансовой олигархией и подавляющим большинством нации
и с современной научно-технич. революцией; эти процессы обусловливают сближение
растущей численно трудовой интеллигенции с рабочим классом и переход значит,
её части на антикапиталистич. позиции. Студенчество, по определению В.
И. Ленина,-самая отзывчивая часть интеллигенции (см. Поли. собр.
соч., 5 изд.,т. 7, с. 343). Поэтому С. д. особенно ярко отражает
происходящие изменения как в положении и составе интеллигенции, так и в
её идеологии. Интеллигенция в большинстве уже не привилегиров. прослойка.
Всё большее число студентов в капиталистич. странах ожидает перспектива
пополнения рядов пролетариата и даже армии безработных. Поэтому среди студенч.
молодёжи всё шире распространяется враждебность к капиталистич. порядкам.
Она подвергает резкой критике бурж. систему образования, её устаревшую
структуру; социальную дискриминацию при поступлении в вузы; подчинение
образования интересам монополий и воен.промышленного комплекса; высокую
стоимость обучения при ограниченном числе стипендий, вынуждающую многих
студентов бросать учёбу или работать для того, чтобы иметь средства на
её продолжение; растущие трудности при устройстве на работу. Сознавая,
что подлинные причины кризиса высшей школы кроются в системе сложившихся
при капитализме общественно-экономических отношений, студенты ведут борьбу
против этих отношений со свойственными молодёжи задором и энергией.
Их
политическая активность, а также быстрый рост их численности (после 2-й
мировой войны 1939-45 число студентов в развитых капиталистич. странах
возросло в 2-3 раза) способствуют дальнейшему повышению их роли в обществ,
жизни. Вместе с тем присущая в значит, части студенческой молодёжи политич.
неопытность, социальная неоднородность, недостаточная организованность,
отсутствие навыков длительной, будничной революц. работы в соединении со
свойственными юношеству романтизмом и нетерпением облегчают проникновение
в студенческие ряды деятелей лево-экстремистского толка (анархисты, троцкисты
и др.); известным влиянием среди части студентов пользовались также мелкобурж.
и бурж. идеологи (Г. Маркузе, П. Гудман, А. Хофман, Д. и М. Раунтри
и др.), пытающиеся противопоставить С. д. борьбе рабочего класса. Все эти
разнообразные влияния наложили печать на бурные студенческие выступления,
охватившие в 1968-71 ун-ты США, Франции, ФРГ, Италии, Испании, Японии и
др. развитых капиталистич. стран. Требования, выдвигавшиеся студентами,
включали широкий круг насущных политич. вопросов: в ФРГ (в Кёльне, Мюнхене,
Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Ганновере, Бонне и др.) и Зап. Берлине студенты
и молодёжь выступали за отмену т. н. чрезвычайных законов, против неонацизма
и "жёлтой прессы" Шпрингера; в США (в Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско,
Бостоне, Чикаго и др.) сотни тысяч студентов участвовали в антивоенных
маршах протеста против американской агрессии в Индокитае, в защиту гражданских
прав негритянского населения и др. угнетённых национальных меньшинств;
в Японии (в Токио и др.) участники студенческих демонстраций требовали
отмены японо-амер. "договора о безопасности", улучшения условий учёбы и
жизни студентов; во Франции майские выступления студенчества в 1968 явились
одним из важных факторов того мощного подъёма борьбы трудящихся против
монополий и голлистского режима, высшим проявлением к-рого была всеобщая
забастовка (май - июнь 1968), охватившая ок. 10 млн. чел. Подъём С. д.
в 60-70-х гг. вызвал к жизни новые формы борьбы студенчества за удовлетворение
его требований (уличные демонстрации и марши протеста, занятие ун-тов и
студенческих общежитии, дискуссионные собрания). Наряду с традиционными
нац. студенческими союзами возникло значит. число новых студенческих политич.
объединений; нек-рые студенческие орг-ции были созданы анархиствующими
(например, просуществовавшее 4 месяца в 1968 "Движение 22 марта во Франции"),
троцкистскими группами (подавляющее большинство этих левацких групп вскоре
распалось); в других развернулась борьба между "леваками" и противниками
"левацкого" экстремизма. В это же время оживились реакционные, профашистские
студенч. объединения. В ряде капиталистич. стран стали создаваться новые
демократич. молодёжные, в т. ч. студенческие, орг-ции (среди них - осн.
в 1969 в ФРГ Ассоциация марксистских студентов-"Спартак", с мая 1971 -
Марксистский союз студентов - "Спартак"). Эти годы ознаменовались ростом
влияния коммунистов в руководстве нац. союзами студентов (Франция, Великобритания,
Япония, ФРГ) и авторитета союзов студентов-коммунистов (ФРГ, Финляндия,
Франция).Коммунистич. партии развитых капиталистич. стран
активно поддерживают демократич., антиимпериалнстич. по своей направленности
движение студенчества, к-рое выступает "...не только против недостатков
отсталой системы обучения, не только за право иметь свои организации и
эффективно участвовать в руководстве учебными центрами, но и против политики
господствующих классов" (Международное Совещание коммунистических и рабочих
партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 309). Решительно осуждая левый
экстремизм в С. д., коммунисты борются за единство всех демократич. студенческих
орг-ции, за единство действий студентов и рабочего класса.Возрастает роль
С. д. в обществ, жизни Лат. Америки, где оно проходит под знаком борьбы
против империализма США и поддерживающей его местной олигархии, за демократич.
реформу ун-та. Огромное революционизирующее воздействие на передовую студенческую
молодёжь Лат. Америки оказывают социалистич. преобразования в Республике
Куба. Деятельность нац. союзов стран Лат. Америки координирует региональный
студенческий центр - Латиноамер. континентальная орг-ция студентов (ОКЛАЕ;
осн. в 1955, воссоздана на артиимпериалистич. основе в 1966).С. д. в развивающихся
странах Азии и Африки отличается весьма различной степенью активности.
В ряде развивающихся афро-азиатских стран (Индия, Алжир, Сирия и др.) студенты
поддерживают усилия своих пр-в, направленные на создание независимой экономики
и осуществление прогрессивных социальных преобразований. Нередко они подвергают
критике недостаточность этих усилий. Рост С. д. в странах Азии и Африки
поставил вопрос о создании здесь региональных студенческих объединений
взамен распавшихся студенческих союзов, объединявших по преимуществу студентов,
обучавшихся в странах Запада. В 1969 был создан Азиатский союз студентов,
в 1972 - Всеафриканский союз студентов (ВАСС). В социалисгич. гос-вах,
осуществивших демократич. переустройство системы высшего образования, обществ,
активность студентов - часть борьбы трудящихся за подъём социалистич. экономики
и культуры, за мир и социальный прогресс во всём мире. Студенческая молодёжь
в социалистич. странах сочетает учёбу с участием в созидат. труде, н.-и.
работе и обществ.-политич. жизни. В СССР и др. социалистич. странах студенты
принимают непосредственное участие в управлении уч. заведениями, входят
в состав научных, культурных, спортивных и др. обществ, орг-ций, к-рые
занимаются решением вопросов учёбы, быта, труда и отдыха студенческой молодёжи.
Неотъемлемым фактором обучения и воспитания специалистов в социалистич.
странах является их обществ, и н.-и. работа в научно-технич. об-вах, производств,
практика, тесно связанная с потребностями нар. х-ва, социалистич. и коммунистич.
строительства. Широкое распространение получили конкурсы студенческих работ
в области естественных, технических, гуманитарных, общественных наук. ВЛКСМ
и др. братские союзы молодёжи социалистич. стран содействуют марксистско-ленинскому
образованию и коммунистич. воспитанию студенчества, оказывают помощь в
повышении успеваемости, развитии творческих способностей студентов, активизации
их общественнополитич. работы. Проявлением высокой обществ, активности
студентов стало их массовое участие в движении добровольного труда на различных
участках экономич. строительства (студенческие строительные отряды в СССР,
бригадирское движение в Болгарии, бригады "Фройндшафт" в ГДР и др.).
Важное направление общественно-политич. деятельности студенч. орг-ций социалистич.
стран - участие в междунар. студенческом движении, кампаниях антиимпериалистич.
солидарности студентов, деятельности МСС. Междунар. С. д.- активный участник
борьбы народов за мир, междунар. безопасность, мирное сосуществование и
сотрудничество между народами. Сотни тысяч студентов разных стран участвовали
в массовых демонстрациях, походах, митингах солидарности, сборе материальных
средств в рамках кампании "Всемирной солидарности с борьбой вьетнамского
народа за свободу, независимость и мир", объявленной на Всемирной встрече
в Хельсинки в 1969, а также во всемирной кампании антиимпериалистич.
солидарности
"Юность обличает империализм" (1970-73). Начиная с 1959 регулярно
происходят Европейские студенческие встречи (13-я встреча состоялась в
1975 в Румынии), посвящённые вопросам сотрудничества студентов европ.
стран, их вкладу в укрепление европ. безопасности. Прогрессивные студенческие
организации приняли деятельное участие в проходивших в Бельгии в 1972 и
1975 Ассамблеях обществ, сил за безопасность и сотрудничество в Европе,
во Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве (окт. 1973). Ширится
движение междунар. солидарности студентов с борьбой чилийских демократов
в рамках междунар. кампании "Каждый университет - центр солидарности с
Чили" (объявлена МСС в 1973). Программу совместных действий в борьбе за
мир, безопасность, сотрудничество и нац. независимость, за демократич.
и современное образование и права студентов обсудил 11-й конгресс МСС (Будапешт,
май 1974), в к-ром участвовали нац. студенческие орг-ций из 94 стран мира.
Укрепляется сотрудничество МСС с др. междунар. и региональными студенческими
орг-циями - Всемирной федерацией студентов-христиан, Междунар. студенческим
движением за Объединённые Нации (ИСМУН - самостоятельная организация с
1954), Междунар. федерацией университетского спорта (осн. в 1957), ОКЛАЕ,
ВАСС, междунар. факультетскими студенческими орг-циями. Развитие
прогрессивных тенденций, всё более активное участие в борьбе за демократию,
мир, безопасность и свободу народов - важнейшие отличит, черты современного
С. д. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О молодежи, М., 1972; Ленин В.
И., О молодежи, М., 1970; Брежнев Л. И., Молодым - строить коммунизм. [Сб.],
2 изд., М., 1974; Молодежь - наше будущее. КПСС о комсомоле и задачах коммунистического
воспитания молодежи в современных условиях, М., 1974; Международное Совещание
коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Всесоюзный
слет студентов, М., 1972; Коммунисты и молодежь, Прага, 1962; Баталов Э.
Я., Философия бунта, М., 1973; Фальшивые пророки, М., 1973; Б а нн о в
Б., Мятеж возмущенного разума, М., 1970. См. также лит. при статье Молодёжное
движение. А. С. Грачёв.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я