СТРУКТУРАЛИЗМ

СТРУКТУРАЛИЗМ в литературоведении,
изучающий словесное искусство как такую систему, элементы которой способны
к интеграции и трансформации, возник под влиянием смежных дисциплин (в
первую очередь лингвистики, семиотики, логики, этнологии) и за счёт переосмысления
наследия рус. ОЛОЯЗа, феноменологич. эстетики (см. Феноменология,
P.
Ингарден)
и
пр. В период 1930-х (Пражский лингвистический кружок) - нач. 1960-х
гг. С. рассматривал литературу как коммуникативный акт с установкой на
выражение, сосредоточивался на функцион. зависимостях между элементами
художеств, произв., выступающего в качестве такого иерархически организованного
системного целого, внутр. связи к-рого могут быть сведены к двоичным (бинарным)
отношениям. 1960-е гг. ознаменовались проникновением в литературоведение
понятий и приёмов информации теории, математической логики, вероятностных
и теоретико-множеств. методов. Согласно Ц. Тодорову, С. отличается от классич.
подходов к словесному искусству тем, что исследует абстрактные возможности
литературы как таковой, понимая художеств, текст в качестве частного случая
реализации этих возможностей. Ставится задача создать универсальную "лингвистику
речи" (ср. понятие "металингвистика" у M. M. Бахтина), включающую в себя
и литературоведение. Начинается изучение преобразований гипоте-тич. глубинных
структур художеств, текста в поверхностные структуры. Большое внимание
С. уделяет логике повествования, исследование которой предвосхитил В. Я.
Пропп
("Морфология
сказки", 1928). Вслед за Ю. H. Тыняновым разрабатывается типология историч.
связей, существующих между произв. и его социо-культурным окружением. В
СССР (работы Ю. M. Лотмана, E. M. Мелетинско-го, В. В. Иванова, В. H. Топорова,
Б. А. Успенского и др.)и европ. социалистич. странах С. развивается как
один из методов в ряду др. подходов к лит. произведению. Выступления структуралистов
неоднократно оказывались в центре острых дискуссий.


Лит.: Симпозиум по структурному
изучению знаковых систем, M-, 1962; Труды по знаковым системам, в. 1 -
7, Тарту, 1964- 1975; [Дискуссия о структурализме в литературоведении],
"Вопросы литературы", 1965, № 6; 1967, M°.N° 1 и 10; Структурализм: "за"
и "против". Сб. переводных ст., M., 1975; Хрестоматия по теоретическому
литературоведению, I, Тарту, 1976; [Серия монографий]: Approaches to Semiotics,
The Hague, 1964-; Qu'est-ce que Ie structuralisme?, P., 1968; "Semiotica",
Journal of the International Association for Semiotic Studies, 1969 -;
"Poetique", Revue de theorie et d'analyse litteraires, P., 1970-; "Poetics",
International review for the theory of literature, The Hague-P., 1971-;
Mukafovsky J., Cestami ppetiky a estetiky, Praha, 1971; Essais de semiotique
poetique, par A. J. Greimas, P., [1972]; Jakobson R., Questions de P9etique,
P., 1973; EimermacherK., Arbeiten sowjetischer Semiotiker der Moskauer
und Tartuer Schule (Auswahlbibliographie), Kronberg, 1974. И. П. Смирнов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я