СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД

СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД железнодорожный,
один из элементов верхнего строения пути, устройство, разветвляющее
рельсовый путь на два или неск. путей, служащее для перехода подвижного
состава с одного пути на другой (рис. 1). Различают С. п. обычные одиночные
(рис. 2,а), у к-рых одно из направлений на прямой (основной) путь, другое
- на боковой; симметричные (рис. 2,6), устраиваемые на путях сортировочных
горок, с отклонением путей в разные стороны под одинаковыми углами: двойные
перекрёстные (рис. 2,в), заменяющие 2 одиночных, уложенных навстречу один
другому, и обеспечивающие движение в 4 направлениях.


С. п. укладывают в путь на переводных брусьях.
Основные элементы С. п.: собственно стрелка, к-рая состоит из двух рамных
рельсов, двух остряков, направляющих колёсные пары подвижного состава,
крестовина и контррельсы. Стрелка связана с основным путём переводными
путями (соединениями). Виды соединений: съезд (между двумя соседними путями)
и стрелочная улица (для неск. параллельных путей). Основная техническая
характеристика С. п.-марка крестовины (численно равна тангенсу угла отклонения
пути).


Рис. 2. Основные типы стрелочных переводов:
а
-
обычный одиночный; б - симметричный; в - двойной перекрёстный;
/ - стрелка; 2 - соединительные пути;
3 - крестовина;
4
-
контррельс; 5 - сердечник; 6
- усовик; 7 - переводные брусья;
Я - рамный рельс; 9 - переводной механизм; 10 - остряки.

Принятые в СССР марки крестовин:1/9 и
Vu Для станций и участков с обычными скоростями движения; 1/18 и 1/22 для
высокоскоростных участков; 1/6 для сортировочных горок. Управление С. п.
(перевод стрелки) обычно дистанциошюе с помощью электропривода, к-рый входит
в систему централизации стрелок исигналов. На малодеятельных участках
управление С. п., как правило, ручное, подтверждаемое сигнальными указателями
положения стрелки (направление на прямой или боковой путь).
к. M. Добросельский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я