СТРАВИНСКИЙ

СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович [5(17).6.1882,
Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов,-6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции],
русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского.
Рано
познакомился с отечеств, лит-рой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет
играл на фп., с 18 - самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно
занимался на юридич. ф-те Петерб. ун-та (1900-05). С 1902 брал уроки у
H. А. Римского-Корсакова, к-рого называл своим духовным отцом. "Фантастическое
скерцо" и фантазия "Фейерверк" для оркестра (1908) - первые соч., привлёкшие
внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С. П. Дягилев - организатор
Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших С.
мировую славу: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная"
(1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены).
С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, в 1939 переехал в
США (амер. подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность
(исполнял собств. произведения, иногда соч. M. И. Глинки, П. И. Чайковского),
к-рая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939-45. В 1962 выступил
с авторскими концертами в СССР.


В начале творч. пути С. испытал воздействие
Римского-Корсакова, M. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко
почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси.
Особый интерес у С. вызывал отечеств, фольклор, что наложило отпечаток
на т. н. рус. период его творчества. Центр, произведение этих лет наряду
с "Весной священной" - хореографич. кантата "Свадебка" (1914- 1923, "рус.
хореографич. сцены с пением и музыкой на нар. тексты из собрания П. Киреевского").
С. обращался к нар. текстам, сюжетам, архаич. песенности. На этой основе
выработалась оригинальная творч. манера - яркая, взрывчатая, динамичная,
способствовавшая интонац. обновлению нац. стиля. Одновременно в его творчестве
нашла отражение совр. гор. бытовая музыка. Архаич. и бытовой пласты совместились
в балетной пантомиме с чтецом "История солдата -сказка о беглом солдате
и чёрте" (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением "Байка
про лису..." (1916), использован сюжет рус. нар. сказки. С. установил новый
тип муз. спектакля (характерный для совр. условного театра), совмещающий
различные театр.-сценич. приёмы: в балет вводится пение, муз. действие
поясняется речевой декламацией и др.


В балете с пением "Пульчинелла" (на темы
Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов
и концерте для фп. и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход
к неоклассицизму (с этим направлением С. был связан до нач. 50-х
гг.). Рус. тематика уступила место антич. мифологии, библейским текстам,
вокальная музыка - инструментальной (в вокальных соч. использовались гл.
обр. латинские и отчасти франц. тексты). Этим ослаблялось значение рус.
нац. начала, хотя С. утверждал: "Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски
думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно,
но это заложено в ней, это в ее скрытой природе" ("Комсомольская правда",
1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение С. приёмов и средств
европ. музыки периода барокко, старинной контра-пунктич. техники, мелодики
итал. бельканто и др. Разнородные стилистич. пласты объединялись яркой
художеств, индивидуальностью композитора. Однако со 2-й пол. 30-х гг. в
творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных
исканий. Среди лучших произв. 20 - нач. 50-х гг. - операоратория "Царь
Эдип" (1927), балет-аллегория "Поцелуй феи" (1928; использованы мелодии
Чайковского), "Симфония псалмов" (1930), концерт для скрипки с оркестром
(1931), концерт для 2 фп. соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет "Орфей"
(1947), опера "Похождения повесы" (1951).


В кон. 40-х-50-х гг. творч. манера С. претерпевает
изменения: он обратился к додекафонии (методу А. Шёнберга), однако
использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением.
Тематика резко сужается - главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом
обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко
умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструм. произведения (на
лат. и англ, тексты). Наиболее значит, сочинения: кантата "Священное песнопение"
("Canticum sacrum", 1956), балет "Агон" ("Состязания", 1957), "Заупокойные
песнопения" ("Requiem canticles", 1966) и др. Последнее произв. С.- обработка
для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967).


С. принадлежат также лит. труды, преим.
автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются нек-рые проблемы
муз. эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. яз.
переведены: "Хроника моей музыкальной жизни" (1963), "Диалоги" (1971).
Портрет стр. 543.


Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.],
Книга о Стравинском, Л., 1929 Ярустовский Б. M-, И. Стравинский 2 изд.,
M., 1969; Друскин M. С. И. Стравинский Личность. Творчество Взгляды, Л.-
M., 1974. M. С. Друскин




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я