СТОИМОСТЬ

СТОИМОСТЬ воплощённый в товаре
и овеществлённый в нём общественный труд товаропроизводителей. С.- обществ,
свойство вещи, к-рое она приобретает в определённых история, условиях -
при наличии товарного производства. С. создаётся в произ-ве, проявляется
в обмене, когда произведённый товаропроизводителем товар
приравнивается
к другим товарам. Товаропроизводители связаны между собой системой обществ.
разделения
труда
и потому работают друг на друга, в силу чего их труд приобретает
обществ, характер. Отличаясь друг от друга как потребительные С., обмениваемые
товары имеют одно общее свойство, а именно - они продукты труда, на их
произ-во затрачен труд, образующий их С. Определённая пропорция, в к-рой
одни товары обмениваются на другие, наз. меновой С. T. о., С. внешне проявляется
в акте обмена, т. е. в меновой С., потребительная С. товара (полезность
вещи) становится носителем меновой С.


Величина С. товара определяется количеством
труда, общественно необходимого для его произ-ва, и измеряется
рабочим
временем.
T. к. разные товаропроизводители затрачивают на произ-во
одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары
имеют различную индивидуальную С. Но поскольку С. воплощает обществ, труд,
величина обществ, (рыночной) С. не может определяться индивидуальными затратами
труда. Обществ. С. определяется общественно необходимым рабочим временем,
т. е. временем, затрачиваемым на изготовление товара при данных общественно
нормальных условиях произ-ва и среднем в данном обществе уровне умелости
и интенсивности труда, или временем, затрачиваемым на произ-во осн. массы
товаров данного вида. В условиях частной собственности пропорции в обмене
товаров стихийно регулируются общественно необходимыми затратами труда
(рабочего времени) в процессе конкурентной борьбы (см. Конкуренция).
На
величину С. оказывает влияние и степень сложности труда. Величина С. измеряется
затратами простого труда, к выполнению к-рого способен любой работник,
не получивший спец. подготовки. В процессе обмена разнообразных товаров
происходит редукция (сведение) всех видов сложного труда к простому
(см. Редукция труда). В результате сложный труд выступает как умноженный
простой труд, и каждый час сложного труда в обмене приравнивается к большему
количеству простого труда.


Начало теории трудовой С. было положено
У. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Но эта теория была
научно обоснована, наиболее последовательно и всесторонне, со всеми вытекающими
социальными и классовыми выводами разработана К. Марксом.
Бурж.
вульгарная политич. экономия пыталась и пытается опровергнуть теорию трудовой
С. В бурж. экономич. науке, напр., широко распространена трактовка меновой
С. как выражения потребительной С. Согласно этой концепции, меновые пропорции
товаров определяются не затраченным обществ, трудом, ? якобы потребительной
С. товара (см. Предельной полезности теория). Другая, не менее распространённая
теория С.- это теория, согласно к-рой С. является результатом действия
трёх факторов произ-ва - труда, капитала и земли (см. Производительности
теории).
В действительности количество общественно необходимого труда,
затраченного на производство товара, определяет его С. и те пропорции,
в которых один товар обменивается на другой. "...Чем больше производительная
сила труда, тем меньше рабочее время, необходимое для изготовления известного
изделия, тем меньше кристаллизованная в нем масса труда, тем меньше его
стоимость" (M арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23,
с. 49). Теория трудовой С., разработанная Марксом, послужила основой его
теории прибавочной стоимости.


Ранней стадии обмена, когда он носил случайный
характер, соответствовала простая, единичная, или с л у ч а йн а я, форма
С.; товар, выражавший свою С. в др. товаре, выступал в относит, форме С.,
товар, к-рый выражал С. др. товара, находился в эквивалентной форме С.,
т. е. являлся эквивалентом первого товара. Относительная форма С. отражает
прежде всего однородность обмениваемых товаров как продуктов человеческого
абстрактного труда. На стадии случайного обмена роль эквивалента выполняет
один, случайный товар. С первым крупным обществ, разделением труда - отделением
скотоводства от земледелия - обмен стал более регулярным, скот систематически
обменивался на др. товары, к-рые выступали не как случайные, а как особенные
эквиваленты, к к-рым он приравнивался. Этой стадии обмена соответствовала
полная, или развёрнутая, форма С., при к-рой один товар выражал свою С.
в целом ряде др. товаров. По мере того, как обмен становился регулярным,
развёрнутая форма С. превращалась постепенно во всеобщую, когда из товарного
мира стихийно выделился один товар, ставший эквивалентом всех др. товаров,
т. е. всеобщим эквивалентом. Роль всеобщего эквивалента играл только один
товар, в к-ром все товары выражали свою С. единообразно. Всеобщий эквивалент
обладает свойством всеобщей обмениваемости. Функцию всеобщего эквивалента
в зависимости от конкретных условий произ-ва выполняли различные товары:
скот, шкуры диких зверей, рыба и т. д. Когда обмен вышел за рамки местного
рынка, возникла необходимость в закреплении функции всеобщего эквивалента
лишь за одним товаром, к-рый стал деньгами. Этой стадии обмена соответствовала
денежная форма С. Роль денег первоначально выполняли различные товары,
но окончательно она закрепилась за одним товаром - золотом,
к-рое
в силу своих свойств наиболее подходит к выполнению роли денег. С возникновением
денег С. всех товаров выражается в деньгах, тем самым товары приобрели
цену.
На
рынке под влиянием спроса и предложения
цена колеблется вокруг С.
(см. Стоимости закон).


С. товара выражает С., созданную прошлым
трудом и перенесённую конкретным трудом на данный товар с потреблённых
средств произ-ва, и новую (вновь созданную) С., присоединённую живым трудом
к товару в данном производств, процессе. С ростом технич. оснащённости
производства при общем снижении С. единицы продукции доля в ней прошлого
труда относительно возрастает, а доля вновь созданной стоимости уменьшается.
В каждой обществснно-экономич. формации, где существует товарное произ-во,
соотношение прошлой и вновь созданной С. выражает специфич. для данной
формации производств, отношения. В условиях капитализма С. состоит из:
постоянного капитала (с), потреблённого в процессе произ-ва данного товара;
переменного капитала ($\nu$)
-
часть вновь созданной стоимости, к-рая эквивалентна стоимости рабочей
силы, потреблённой в процессе произ-ва; прибавочной стоимости (m)- часть
вновь созданной стоимости, безвозмездно присваиваемой капиталистами. Обществ.
С. товара совпадает с действит. обществ, издержками производства, но
отличается от капиталистич. издержек произ-ва на величину прибавочной С.
В условиях развитого капитализма в результате стихийного перераспределения
прибавочной стоимости и выравнивания прибыли в среднюю прибыль С.
товаров превращается в цену производства.


При социализме С. выражает социалистич.
производств, отношения; формирование и использование её происходят в условиях
господства обществ, собственности на средства произ-ва, планомерной организации
обществ, произ-ва. В социалистич. обществе потребит. С. становится непосредственно
общественной, т. е. предназначена для планомерного удовлетворения растущих
потребностей общества. Органическое единство С. и потребительской С. проявляется
в планировании производства и реализации продукции как в натуральном, так
и в денежном выражении, в использовании стоимостных форм для учёта и оценки
затрат обществ, труда, контроля за произ-вом, распределением и обменом
материальных благ, организации материального стимулирования, повышения
эффективности произ-ва. С. выражает С. потреблённых средств произ-ва (затраты
прошлого, овеществлённого труда), С. необходимого продукта
и С.
прибавочного
продукта
(затраты живого труда). В условиях социалистич. экономики
различают С. и себестоимость продукции. Разница между ними - чистый
доход предприятия, или прибыль. С. через плановую цену выступает как ориентир
для отд. предприятий, показывающий средний уровень обществ, производительности
труда. Снижение обществ. С. единицы продукта достигается путём снижения
индивидуальной С. на отд. предприятиях в результате роста производительности
обществ, труда. Те предприятия, к-рые производят продукты с затратами ниже
общественно необходимых, получают большую прибыль, за счёт части к-рой
по установленным гос-вом нормативам они образуют фонды экономического
стимулирования.
Социалистич. общество заинтересовано в уменьшении С.
единицы продукции, т. к. это обеспечивает необходимые средства для развития
произ-ва и повышения жизненного уровня народа. Образование С. в условиях
социализма - объективный процесс, планомерно организуемый в масштабах всего
общества. Социалистич. гос-во, установив потребность в том или ином продукте,
его обществ, значимость, определяет, на каких предприятиях этот продукт
должен быть изготовлен и в каком количестве; оно планирует затраты труда
и средств произ-ва на каждом предприятии, организует выполнение этого плана
и тем самым воздействует на величину общественно необходимого рабочего
времени, добиваясь его снижения. Изменения величины С. в условиях социализма
являются результатом сознательной деятельности людей, планируемой и направляемой
социалистич. гос-вом. С.- историч. категория, существование к-рой связано
с товарно-денежными отношениями, преодолеваемыми при полном коммунизме.


Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл.
1 - 3. Соч., т. 23; Ленин В. И., Карл Маркс, Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 26, с. 60 - 62; Розенберг Д. И., Комментарии к 1-му тому "Капитала"
К. Маркса, M., 1961; Закон стоимости и его использование в нар. хозяйстве
СССР, M., 1959; Закон стоимости и его роль при социализме, M., 1959; Товарно-денежные
отношения в системе планомерно организованного социалистического производства,
M., 1971. См. также лит. при ст. Товар. А. А. Сергеев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я