СТИЛИСТИКА

СТИЛИСТИКА раздел
языкознания,
в
к-ром изучается система стилей того или иного языка, описываются
нормы (см. Норма языковая) и способы употребления
литературного
языка
в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах
письменности, в различных сферах обществ, жизни. Предметом С. является
язык
в
широком смысле слова (включая и речь как форму существования языка),
но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот
предмет, к-рая определяется её обращённостью к проблеме "язык и общество",
к вопросам социолингвистики. С. исследует способы выражения той
дополнит, (стилистич.) информации, которая сопутствует осн. предметному
содержанию речи. В связи с этим одним из главных объектов С. признаётся
система синонимич. средств и возможностей языка на всех его уровнях. С.
изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка.
Этими вопросами занимается историческая С., к-рая стремится установить
не только изменение того или иного стиля или стилистич. окраски элементов
языка, но прежде всего историю самой стилистич. системы, становление, формирование
и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия. С.
отличает свой принцип группировки языкового материала, к-рый может не совпадать
с делением на лексику, фразеологию, морфологию, синтаксис.
Разумеется,
в С. могут изучаться и описываться стилистич. свойства отд. уровней
языка,
но при этом исследователь имеет в виду стилистич. систему языка
в целом. С. совр. лит. языка занимается не столько определением стилистич.
свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями лит.
языка непосредственно, интуитивно, без спец. анализа текстов или высказываний,
сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных
стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала. При
стилистическом изучении предшествующих этапов развития языка исследование
идёт от анализа текстов, их состава и строения - к определению стилистич.
свойств языковых явлений. При этом возрастает роль статистич. приёмов изучения
текстов.


Особый раздел С. составляет С.х удожественной
лит-ры (художеств, речи). Её специфика определяется своеобразием самого
объекта. Поскольку язык лит-ры, став явлением иск-ва, не перестаёт быть
языком в обычном смысле этого слова, а художеств, функции фактов языка
в лит-ре определяются, в частности, их стилистич. свойствами, то естественно,
что С. художеств, речи остаётся в пределах С. языка как лингвистич. дисциплины,
использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при
выявлении эстетич. функции языка в лит-ре. С. художеств, лит-ры выясняет
способы художеств, применения языка, совмещения в нём эстетич. и коммуникативной
функций, и как язык становится в лит-ре произведением иск-ва. Выявляются
особенности художеств, текста, способы построения разных типов авторского
повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды,
способы построения диалога, функции разных стилистич. пластов языка в художеств,
речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художеств, лит-ре,
способы актуализации таких сторон языка, к-рые в практич. речи не существенны,
и т. д. Одной из задач ист. С. в этом плане является анализ отношения языка
художеств, лит-ры к общелит. и народно-разг. языку на разных этапах развития
языка и лит-ры. Это даёт возможность наметить связи между историей лит.
языка и историей лит-ры, дополнить собственно языковыми характеристиками
такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то
же время С. художеств, речи стремится выявить эстетич. функцию языкового
материала в конкретной художеств, системе, в его связях с др. элементами
этой системы. Поэтому в С. художеств, лит-ры важнейшим предметом исследования
становится язык писателя и отд. художеств, произведения, т. е. на первый
план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. художеств. речи граничит
с поэтикой.
Это соприкосновение намечает границы лингво-стили-стич.
анализа; они обусловлены тем, что в понятие художеств, стиля лит. произведения
входят, по выражению В. M. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие
предмет С. в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения,
его художеств, содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся
словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются
предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтич. текста,
звуковой инструментовки стиха.


Практическая С. является прикладной дисциплиной,
заключающей в себе стилистич. рекомендации в соответствии с требованиями
культуры речи.


Элементы С. как науки заложены уже в античных
теориях языка, традиции к-рых были восприняты ср.-век. филологией; эти
традиции отразились и в рус. риториках 17 - нач. 19 вв. Выдающуюся роль
в истории С. рус. языка 18 в. сыграли работы M. В. Ломоносова, а в 19 в.
труды А. А. Потебни и A. H. Веселовского. Как самостоят,
науч. дисциплина С. оформилась в кон. 19 - нач. 20 вв., в частности в трудах
III. Бал-ли, разработавшего учение о выразительных средствах языка (в эмоциональном,
социальном и индивидуальном планах) как гл. предмете С. Проблемы С. в связи
с вопросом о поэтич. речи активно разрабатывались в рус. науке 10-20-х
гг.


Большую роль в развитии С., в разработке
социология, и историко-лит. изучения языковых стилей сыграли труды В. M.
Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С.
от поэтики, а внутри С. разграничить разные её разделы: С. языка, С. речи,
С. художеств, лит-ры). Заметное место в истории рус. С. занимают труды
Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского
и др. В С. как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистич.
значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художеств,
лит-ры в стилистич. системе лит. языка и принципах его изучения, проблема
индивидуального стиля, роль статистич. методов и др.


Лит.: Волошинов В. H., Марксизм
и философия языка, Л., 1929; Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., M.,
1929; его же, Избр. работы по русскому языку, M., 1959; Виноградов В. В.,
Итоги обсуждения вопросов стилистики, "Вопросы языкознания", 1955, № 1;
е г о же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, M., 1963; его ж
е, О теории художественной речи, M., 1971; Б а л л п Ш-, Французская стилистика,
пер. с франц., M., 1961; К о с е р и у Э., Синхрония, диахрония и история,
в кн.: Новое в лингвистике, в. 3, M., 1963; Ш м е л ё в Д. H., Слово и
образ, M., 1964; Гельгардт P. Р., Избр. статьи, Калинин, 1967; Кожина M.
H., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968; Ефимов А. И.,
Стилистика русского языка, M., 1969; Фёдоров А. В., Очерки общей и сопоставительной
стилистики. M , 1971; Вопросы стилистики, в. 1 - 10, Саратов, 1962 - 75;
Вопросы языка современной русской литературы, M., 1971; Стилистические
исследования, M., 1972; Розенталь Д. Э., Практическая стилистика русского
языка, 3 изд., M., 1974; Вопросы статистической стилистики, K., 1974; Mukarovsky J., Kapitoly z ceske poetyky, dl 1 - 3, Praha, 1948;
G u i r a u d P., La stylistique, 3 ed., P., 1961; Style in language, ed.
by Thomas A. Sebeok, N. Y.- L., 1960; Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz.,
1961; Se idler H., Allgemeine Stilistik, Gott., 1963; Havranek B., Studie
о spisovnem jazyce, Praha, 1963. См. также лит. при статьях Позтика,
Стиль.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я