СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ (франц. stylisation,
от style - стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение
чужого стиля как определённой эстетич. и идеологич. позиции в новом художеств,
контексте. Применительно к С. в лит-ре сов. исследователь M. M. Бахтин
писал, что "...стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно
как выражение особой точки зрения" ("Проблемы поэтики Достоевского", 3
изд., 1972, с. 324). Содержательность С. зависит от функции, в к-рой чужой
стиль используется в произведении. С. может служить одним из средств для
изображения атмосферы и психологии к.-л. эпохи прошлого (историч. роман),
воспроизведения "местного колорита" или выражения нар. сознания (фольклорная
С. у романтиков, в сказках А. С. Пушкина) и т. д. Объектом С. оказываются
обычно стилевые системы, удалённые во времени и в пространстве, притом
не столько индивидуальные стили, сколько обобщённо воспринимаемые стили
целых эпох и нац. культур. Нужно отличать С. от подражания, традиционализма,
восприятия наследия как всеобщей нормы, к-рые возникают в те периоды развития
иск-ва, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных
эстетич. и идеологич. оценок (напр., классицизм). Широкое распространение
С. совпадает с возникновением историзма (в предромантич. и романтич. эстетике).
В кризисные эпохи С. бывает связана с бегством от современности или от
собств. сложности (напр., обращение к "наивным" внеэстетич. формам восприятия
мира - примитивизм).
Лит. С. родственна таким явлениям, какскоз
(имитация речевой манеры персонажа) и пародия (иронич. переосмысление
чужого стиля).



С. как намеренное использование в новых
целях стилистич. особенностей иск-ва к.-л. историч. эпохи или нар. творчества
возникает в пластических иск-вах, музыке, театре, кино вместе со стремлением
освоить и поставить себе на службу элементы б. или м. отдалённых культур.
С. часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого
или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым, недовольства традиционными
идеологич. и художеств, нормами. С. бывает связана со свободным истолкованием
содержания и стиля иск-ва, послужившего прототипом: таковы, напр., С. др.-рус.
архитектуры в предреволюц. постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского,
С. изысканного иск-ва 17 -18 вв. в живописи и графике A. H. Бенуа, К. А.
Сомова, С. Ю. Cyдейкина, в балете "Павильон Армиды" H. H. Черепнина либо,
напротив, обращение к "грубому", "варварскому" началу, к фольклорной стихии
в картинах M. Ф. Ларионова, "Скифской сюите" С. С. Прокофьева, балете "Петрушка"
И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к 'прошлому оказывается органичным
обновлением образной системы ("Классическая симфония" С. С. Прокофьева,
"Одиссей и Навзикая" В. А. Серова); во многих случаях С. является важным
приёмом книжной графики, театрально-декорационного иск-ва, мультипликац.
кино и т. д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора
разных народов. Декоративно-прикладное иск-во часто обращается к С. старинных
или экзотич. образцов мебели, фарфора.


Особую роль сыграла С. в театр, режиссуре
нач. 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность
и обыденность бурж. театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органич.
"театральности" нар. и старинного театра (балаган и комедия дель арте
с
их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.).
Это приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок
и утрате жизненной основы стилизуемых театр, систем и побудило режиссёров
(В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Копо, Ш. Дюллен во Франции) к преодолению
прямой С. и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения
наследия.


Лит.: Эйхенбаум Б., Литература,
Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса,
"Учёные записки ЛГПИ им. Герцена", 1958, т. 127; T р о и ц к и и В. Ю.,
Стилизация, в художественной промышленности Северной Норвегии Торнхейм.



К ст. Стекло. 1. Ваза. Непрозрачное стекло.
16-14 вв. до R. э. Древний Египет. Британский музей. Лондон. 2. Чаша. Сине-фиолетовое
стекло. 11-12 вв. Византия. Сокровищница собора Сан-Марко. Венеция. 3.
Амфора. Голубое стекло с наплавленным белым декором. 1 в. Древний Рим.
Музей искусства. Толидо (шт. Огайо, США). 4. Флакон. Филигрань. Сер. 16
в. Венеция. Эрмитаж. Ленинград. 5. Ваза для фруктов и салата. Хрусталь,
алмазное гранение. Кон. 18 в. Англия или Ирландия Музей Виктории и Альберта.
Лондон. 6. Ремер. Гравировка. 1621. Голландия. Государственный музей (Рейксмюсеум).
Амстердам. 7. Ваза. Авторы проекта А. Кюне и Йозеф фон Сторк, гравировка
К П и ч. 1875. Богемия. Собрание И и Л. Л обмер. Вена. 8. К. Д о р ш Бокал
с крышкой. Бесцветное стекло, гравировка. 1712. Нюрнберг. Музей Кестнера.
Ганновер. 9. Ф. 3 е м е к. Ваза. Гутное стекло. 1958. ЧССР. 10. Л К. T
и фф а н и. Ваза. 1895. США. Музей



К ст. Стекло. Стекло России:1. Бутыль
с росписью эмалевыми красками. Нач. 18 в. 2. Бутыль "Медведь". Гутное стекло.
Кон. 17 - нач. 18 BB Украина З.Кубок Гравировка. 1-я четв. 18 в. Завод
в Ямбурге. 4. Штоф. Гравировка. 1727-30-е гг. Завод в Ямбурге Эрмитаж.
Ленинград. 5. Рюмки. Хрусталь. Сер. 19 в. Завод M. Ф. Орлова, в. Кухля.
Зеленое стекло. 1730. 7. Мастер А. П. Вершинин. Стакан с двойными стенками.
Нач. 19 в. Завод Бахметевых. 8. Тарелка. Гранение, гравировка по оригиналу
Ф. П. Толстого. 2-я четв. 19 в 9. Ваза из двухслойного стекла (рубинового
стекла и бесцветного хрусталя) и золочёной бронзы; алмазная грань. 1-я
пол. 19 в. 10. Рюмочка, графин, бокал. Цветное стекло с росписью золотом.
1780. (8 - 10 - Императорский стекольный завод, Петербург; 1-2, 6-7 - Исторический
музей, Москва; 3, 8-10 - Русский музей, Ленинград.)


К ст. Стекло. Советское стекло: 1. Б. Л.
Смирнов. Прибор для вина. Хрусталь. 1961. 2. E. M. Щапова. Комплект для
вина "Нектар". Бесцветное стекло, роспись золотом и люстровыми красками.
Нач. 1970-х гг. Завод "Красный май". 3. A. M. Остроумов. Декоративные вазы
"Аметист" и "Сатурн". Хрусталь. 1963. 4. В. В. К о р н е е в. Декоративный
бокал "Русалка". Хрусталь, гравировка. Гусевской хрустальный завод. 5.
E. В. Я н о в с к а я. Прибор для компота. Стекло с воздушными пузырьками.
1960. б. Г. А. Антонова. Ансамбль декоративных ваз. 1968. 7. Б. A. E р
ём и н. Ваза для цветов. Техника кракле. 8. В. А. Филатов. Десертный набор
"Кружево мая". Хрусталь, алмазная грань, гравировка. 1971. 9. В. И. Мухина.
Сидящая девушка. Моделированная скульптура. 1950-е гг. 10. Л. О. Ю р г
е н. Декоративная ваза. Техника "путаная нить", гутенская работа мастера
Б. A. Epёмина. 11. А. А. А с т в а ц а т у р ь я н. Ваза "Полёт". Цветной
и бесцветный хрусталь, широкая грань. 1972. (1, 3, 5, 7, 9-11 - Ленинградский
завод художественного стекла.)



К ст. Стенные росписи. 1. "Музыканты".
Ок. 470 до в. э. T. н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне - в Национальном
музее в Тарквинии 2. "Акробаты с быком". 16 в до н. э Кносский дворец.
Ныне - в Археологическом музее в Ираклионе. (Крит). 3. "Летящий Индра"
Кон. 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия) 4. "Снятие со креста".
Кон. 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия). 5.
"Музыкантши". 15
в. до н. э. Гробница Нахта. Фивы. б. Джотто. "Возвращение Иоакима к пастухам".
1304 - 06 Капелла дель Арена. Падуя. 7. "Ангелы". 12 в. Дмитриевский собор.
Владимир


8. Микеланджело Буонарроти. "Сотворение
светил". 1508-12. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан.


9. Мантенья. "Встреча Лудовико Гонзага
с кардиналом Франческо Гонзага". 1474. ",Камера дельи Спози" в замке


Сан-Джорджо. Милан.



К ст. Стенные росписи. 1. Рафаэль.
"Диспута" ("Спор о причастии") 1509-11. Станца делла Сеньятура. Ватикан.
2. Гверчино. "Аврора". 1621. Плафон казино виллы Лудовиэи. Рим. 3. Д ж.
Б. T ь е п о л о. "Антоний и Клеопатра". Ок. 1750. Палаццо Лабиа. Венеция.
4. Д. С и к е и р о с. "Освобождение Мексики". 1941-42. Школа "Мексика".
Чильян (Чили). 5. Ф. X о д л е р. "Выступление йенских студентов в 1813".
1908-09. Университет. Йена. в. X. Эрни. "Эйнштейн". 1954. Музей этнографии.
Невшатель (Швейцария). 7. Ф. Гойя. "Чудо св. Антония". 1798. Купол церкви
Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид. 8. В. А. Фаворский. "Детский сад". 1933.
Музей охраны материнства и младенчества. Москва. 9. E. E. Лансере. "Строительство
Москвы". 1933-34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала,


Москва.



К ст. Стейвлен T. 1. "Радости лета".
2. "Без копейки". 3. "Хорошее общество (У мусорного ящика)". 4. "Освободительница".
1903. 5. "Выход из тюрьмы". 1915. в. "Рассыльная под дождем". Цветной офорт.
1898. 7. "Улица". Плакат издательства Ш. Верно. Цветная литография. 1896.
8. "Кошки". Цветная литография. (1-5 - литография; 1-3, 8 - 1894.)



К ст. Стокгольм. 1. Дворец Оксеншерна
1650. Архитектор Ж де Ла Балле 2. Королевский дворец. 1697-1760. Архитекторы
H. Тессин Младший и др. 3. Северный музей 1887-1907. Архитектор И Г. Класон
4. Ратуша. 1911-23. Архитектор P. Эстберг. 5. "Миллесгорден" (музей скульптора
К. Миллеса). 6. Научно-исследовательский комплекс Веннер-Грен-Сентер. 1959-61.
Архитекторы С. Линдстрём, А. Бюден. 7. Торговый центр в районе Бреденг.
8. Квартал Грёндаль. 1944-46. Архитекторы С. Бакстрём, Л. Рейниус. 9. Район
Веллингбю. 1953-66. Архитектор С. Маркелиус.



К ст. Стокгольм. 1. Стокгольм. Вид
центральной части города. На переднем плане - Старый город; на заднем плане
- оз. Меларен. 2. Район Шлюссен. 3. Концертный зал на площади Хёторгет.
4. Улица Кунгсгатан. 5. Город-спутник Фарста. 6. Дворец Дротнингхольм близ
Стокгольма.


сб.: Слово и образ, M., 1964; M ей е рхольд
В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891 -
1917, M., 1968. С. M. Александров (лит-ра), T. M. Родина (театр),
A.
M. Кантор,





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я