СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ КИНО вид
кинематографа, технич. средства к-рого позволяют создавать у зрителя иллюзию
объёмности изображаемых на экране объектов. С. к. часто наз. объёмным или
трёхмерным.


В естеств. условиях каждый глаз человека
видит пространств, предмет под своим ракурсом и на сетчатке одного глаза
возникает изображение предмета, несколько отличное от изображения, возникающего
на сетчатке другого глаза. Эти изображения отличаются диспаратностью (при
наложении друг на друга контуры таких изображений не совмещаются). Вследствие
поперечной диспаратности (т. е. сдвигов контуров вдоль линии, соединяющей
зрачки глаз) возникает естеств. физиол. стереоэффект, благодаря
к-рому человек зрительно может определять взаимное расположение предметов
в пространстве, их объёмность, рельеф и нек-рые др. внешние признаки.


Средства С. к. обеспечивают зрителям возможность
видеть на экране каждым глазом раздельные изображения одного и того же
объекта, полученные съёмкой с двух разных точек (см. Стереопара).
Достигается
это стереоскопической киносъёмкой фильма и его проекцией с использованием
стереоскопической
кинопроекционной аппаратуры.
Стереоскопич. киносъёмка копирует, по
существу, акт бинокулярного зрения. На киноплёнке последовательно
фиксируются стереопары (рис. 1, а) с диспаратными изображениями, несущие
информацию о пространств, характеристиках снимаемого объекта.


При воспроизведении стереоскопич. фильма
сопряжённые кадры одновременно проецируются двумя объективами на экран,
налагаясь друг на друга (рис. 1, б). Для того чтобы увидеть пространств,
картину, необходимо воспользоваться оптич. сепарирующим устройством (СУ),
разделяющим изображения, предназначенные для правого и левого глаза. СУ
подразделяются на индивидуальные и коллективные.


Принцип действия индивидуальных СУ состоит
в селекции светового потока (спектральной, поляризационной или временной).
При спектральной селекции разноокрашенные (в дополнит, цвета) изображения
стереопары рассматриваются через очки с разноцветными (такими же, как цвета
изображений) стёклами, в результате чего каждый глаз зрителя видит "своё"
изображение (см.


Анаглифов цветных метод).
На рис.
2 схематически представлена картина возникновения у зрителя пространственного
образа при рассматривании через сепарирующие очки разноокрашенных изображений
стереопары. Поляризационная селекция изображений подобна спектральной,
с той лишь разницей, что световые потоки разделяют с помощью поляризационных
светофильтров (см. Очки поляроидные). Временная селекция заключается
в том, что сопряжённые изображения стереопары проецируются на экран последовательно
во времени; при этом перед глазами зрителей устанавливают очки с заслонками
(или с обтюратором), к-рые открываются попеременно, синхронно с проецированием
соответств. изображения стереопары. Этот метод стереопроекции из-за ряда
недостатков не нашел широкого применения. В качестве коллективных СУ для
стереовидения служат растровые стереоэкраны.


Рис. 1. Оптическая схема стереоскопической
киносъёмки (а) и стереоскопической кинопроекции (б): abc - объект
съёмки; ОO-левые и правые съёмочные и проекционные объективы; Ф1 и Ф- селективные светофильтры; а''с'и а'' с'- левое и правое
изображения стереопары на киноплёнке


К;а"и
а"
- левое и правое изображения на экране Э.


Рис. 2. Наблюдение стереоизо-бражения зрителем
через сепарирующие очки. Левый глаз зрителя ЛГ видит через фильтр Фна экране Э изображение a"а правый
глаз ПГ-через Фa
Точка
а
предмета
представляется зрителю расположенной в пространстве перед экраном на пересечении
визирных осей, идущих от левого глаза к точке а"и от
правого к точке а"Точка b воспринимается лежащей
в плоскости экрана, а точка с - в заэкранном пространстве.



Такие экраны обеспечивают в горизонтальной
плоскости, расположенной на уровне глаз зрителя, существование областей
с исключительным видением только правого или только левого изображений
стереопары. Эти зоны, наз. зонами избирательного видения, или фокальными,
веерообразно расходятся из общего центра (рис. 3, а). Ширина зон
увеличивается по мере удаления от экрана. Это обстоятельство ограничивает
полезную глубину зрительного зала, т. к. там, где ширина зоны больше расстояния
между зрачками глаз зрителя, оба глаза оказываются в общей зоне видения
одного и того же изображения, а там, где ширина двух смежных зон меньше
межзрачкового расстояния, зритель может видеть только плоское изображение.


Более совершенной системой проекции на
растровый экран является многостереопарная проекция, при к-рой на экран
проецируется одновременно большая серия изображений одного и того же объекта,
снятого со многих точек зрения, расположенных последовательно (см. Интегральное
стереокино).
В этом случае в зрительном зале создается множество расположенных
смежно зон избират. видения, к-рые позволяют зрителю при перемещении глаз
из одной пары зон в другие видеть постепенное изменение ракурсов наблюдаемого
объекта (рис. 3, б). Разрабатываются также способы осуществления
С. к. на основе голографии.


К достоинствам С. к. относятся правдоподобное
воспроизведение пространств, форм объектов, блеска, фактуры, освещённости
и цвета различных поверхностей, а также выявление форм и структуры объектов
на фоне различного рода помех.


Попытки создания С. к. предпринимались
многими изобретателями с кон. 19 в. В 1928 Э. Ноайон (Бельгия) показал
принципиальную возможность безочковой стереоскопич. кинопроекции с использованием
растровых экранов. Однако его система, как и системы др. авторов, из-за
высокой сложности не получила практич. применения. В 1937 в СССР впервые
была осуществлена опытная демонстрация стереофильма по безочковой системе,
предложенной в 1935 С. П. Ивановым. В 1941 в кинотеатре


"Москва" демонстрировался созданный по
системе Иванова фильм "Концерт" (реж. A. H. Андриевский). Позже в Москве
и ряде др. городов имели успех стереофильмы "Робинзон Крузо" (1947, реж.
Андриевский), "Машина 22-12" ("Счастливый рейс", 1949, реж. В. В. Немоляев)
и др. С 1939 также получило распространение (в огранич. масштабах) С. к.
с использованием поляроидных очков. Такой системой, напр., оборудован кинотеатр
"Октябрь" в Москве. В 1962 выпущен первый широкоэкранный стереофильм-концерт
"Вечер в Москве" (реж. Немоляев), снятый поляроидным методом. В сер. 60-х
гг. в СССР разработана система С. к., при к-рой для съёмки и показа фильмов
(как на растровом экране, без очков, так и поляроидным методом, с очками)
используется
ТО-мм киноплёнка.


Рис. 3. Зоны избирательного видения в зрительном
зале при безочковой однопарной (а) и многопарной (б) стереопроекции:
Л, П, 1, ..., 6 - зоны видения изображений, образующих стереопары
Л - П, 1-2, 2-3,..., 5 - 6; Э - экран; чёрточками указано расстояние
между зрачками правого и левого глаза (у зрителей, находящихся в разных
местах зала).


По этой системе сняты фильмы "Нет и да"
(1967, реж. A. H. Кольцатый) и "Таинственный монах" (1968, реж. Кольцатый).


Лит.: Иванов Б. Т., Стереокинотехкика,
M., 1956; В а л ю с H. А., Стереоскопия, M., 1962. Н.А.Валюс.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я