СТЕННЫЕ РОСПИСИ

СТЕННЫЕ РОСПИСИ картины и орнаменты,
исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках
или на холсте, бумаге и др. материалах, закреплённых на различных поверхностях
архит. сооружений. С. р., к-рые выполняются преим. средствами
фрески,
клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи,
являются
областью монументального искусства (иногда к С. р. условно относят
мозаику).
Нередко
С. р. не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный
характер, что особенно типично для нар. иск-ва (см.
Роспись декоративная).


К древнейшим образцам С. р. относятся пещерные
изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и наскальные
изображения.
Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные
и жанровые сцены, были распространены в Др. Египте (особенно в 3- 1-м тыс.
до н. э ). Ко 2-му тыс. до н. э относятся древнейшие С. р. в Китае, к 1-му
тыс. дон. э.- в Урарту.


"Охота фараона" Фрагмент росписи из гробницы
в Фивах. Клеевая живопись.


Конец 15 в. до н. э Британский музей. Лондон


Ко 2 му тыс. до н. э. восходят С. р. Эгейского
мира, отличающиеся динамикой композиц. решений. Мастерами Др. Греции создавались
настенные картины, отмеченные тяготением к пространств, убедительности
изображений, получившим развитие в С. р. Др. Рима. Если в 7-8 вв. среднеазиат.
здания (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте
и др. центрах) украшались
С. р. с фигурными изобра жениямн, то в мусульм. ср.-век. иск-ве Cp. Азии,
Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные
росписи. Богатейшие С. р. пещерных сооружений характерны для ср.-век. Китая
(Дуньхуан)
и
Индии (Adжанта).


Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях
Ватикана в Риме. 1519


В ср.-век. Европе С. р., проникнутые высокой
одухотворённостью и расположенные в строго определ. иерархия, порядке,
стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузии, на Балканах,
в Др. Руси.


Д ж. Б. T ь е п о л о. "Пир Антония и Клеопатры"
Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.


К ранним примерам др. рус. С. р принадлежат
росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11 -12 вв.); нового подъема
иск-во др. рус. С. р. достигло в 14-16 вв. в творчестве Феофана
Грека, Андрея Рублева и Дионисия. В рус. иск-ве 17 в. техника С. р. особенно
интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.)
и в Москве. В Зап. Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо драматич.
С. р. характерны для построек романского стиля, в готических зданиях
Зап. и Центр. Европы, почти лишенных сплошных гладких стен, они были вытеснены
витражами.


Новый этап в эволюции С. р. наступил в
эпоху Возрождения в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро
делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджелр и др.) достигли
в своих С. р. глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражд.
пафосом. Ренессансным С. р. свойственны тенденции к иллюзорному расширению
реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации
архит. мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости
стены усилилось в С. р. барокко, приобретающих преим. декоративный
характер В 17-18 вв. С. р. нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями,
а живопись использовалась гл. обр. для украшения потолков (см. Плафон).
BCp.
классицизма
18
- нач. 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли),
архит.
форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие те-матич. С. р., иногда обращались
к наследию раннего итал. Возрождения (напр., нем. назарейцы),
нередко
впадая в эклектизм, свойственный большинству С. р. этого периода. Обостренный
интерес к С. р. испытывали живописцы, близкие к стилю "модерн"
и
нац -романтич. направлениям (П. Пюви де Шаванн, M. Дени во Франции, Ф.
Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. M Васнецов, M. А Врубель, M.
В Нестеров в России), как правило, избегавшие "прорывов" картинной плоскости
и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористич. и композиц. решениям.
В совр. иск-ве капиталистич. стран в настенную живопись интенсивно проникают
черты формалистич. стилизации, родственной абстрактному искусству или
сюрреализму
(M.
Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, P. Тамайо в Мексике). Вместе
с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка С. р. привлекают
к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художеств, выражение
для прогрессивно-демократич. идей (Д. Ривера, X К. Ороско, Д. А Сикейрос
в Мексике, X. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается
в 20 в. техника С. р. (напр., мекс. "муралисты" применяют для них новые
пироксилиновые краски).


В. M. Васнецов Панно "Каменный век" (фрагмент).
1883-85 Исторический музей Москва


Ч Ахмаров. "Фархад и Ширин". Фрагмент росписи
театра оперы ч балета им. Навои в Ташкенте. 1944-47.


В СССР развитию иск ва С. р. способствуют
широкий размах строительства, создание величеств, обществ, зданий и мемориальных
ансамблей, интерес художников к обществ.-воспитат. аспектам проблемы синтеза
искусств.
В 1920-40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили
Ч. Ахмаров, Л. А. Бруни, А А. Дейнека, П. Д Корин, E. E. Лансере, В. А.
Фаворский Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950-196Oe гг ,- А. В. Васнецов,
H. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. Иск-во С. р. успешно
развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах
социализма.


Илл. см. также на вклейках - к стр. 480-481
и табл. XXXVI, XXXVII


Лит.: Ш м и д T , Техника античной
фрески и энкаустики, пер. с нем , M , 1934; Ж а д о в а Л. А, Монументальная
живопись Мексики, M., 1965, Вое и нова И H., Художники-монументалисты,
M., [1969]; Данилова И. E., Итальянская монументальная живопись, M , 1970;
Л азарев В H., Древнерусские мозаики и фрески XI -XV вв., M., 1973, Лебедева
В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, M , 1973, Philippot
P , Die Wandmalerei, W - Munch., [1972]. H В. Воронов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я