СТАТУС

СТАТУС социальный, соотносительное
положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое
по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных,
этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд
сходных личностных черт, обозначаемых как "социальный тип" личности. В
зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым
признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или благодаря собств.
усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно "предписанный"
и "достигаемый" С. Каждый С. может сравниваться с другим по тому или иному
признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая
таким образом определ.
социальный престиж.


Бурж. социологи, исследуя проблему С.,
опираются в значит, мере на теорию M. Вебера, к-рый, противопоставляя
свои взгляды историч. материализму, утверждал, что стратификация общества
определяется не только экономическими (доступ к обществ, богатству) и политическими
(власть, право), но и социальными (престиж) показателями. По Веберу, С.
(он употреблял термин Stand, к-рый обозначает не только положение вообще,
но и сословие) - это общность людей, основанная на специфич. стиле
жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о
чести и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более
или менее высокая оценка (почёт), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают
определ. нормы и представления. Так, разбогатевший буржуа стремится копировать
стиль жизни аристократии, и его дети могут усвоить презрит, отношение к
экономич. предпринимательству. В бурж. социологии предпринимаются попытки
эмпирически установить совокупность объективных свойств (пол, возраст,
этнич. принадлежность, образование, род занятия, собственность и др.),
на основе к-рой возникают статусные группы с определ. "стилем жизни". Подобные
концепции С. игнорируют классовые отношения как реальную основу С., социальных
различий.


Понятие С. применяется также в качестве
соотносительного с понятием роли социальной', С. обозначает совокупность
прав и обязанностей, а роль - дпнамич. аспект С., т. е. определ. поведение.
В бурж. социологии и социальной психологии это значение понятия С. психологизируется,
т. к. сводится по существу к представлениям индивида о собств. позиции
или представлениям других о его позиции.


Марксистско-ленинское учение о классах
позволяет исследовать членение общества на различные классы, социальные
группы и слои, определять фундаментальные основы С. людей. В социалистич.
обществе, где отсутствуют антагонистич. классы, наиболее существ, признаками
С. отд. групп являются профессия, квалификация (образование) и, следовательно,
заработная плата, а также семейно-возрастные и локально-территориальные
различия. С. человека тем выше, чем полезнее для общества его деятельность,
чем больше его трудовые усилия и заслуги.


Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья
народа" и как они воюют против социал-демократов?, Поли. собр. соч., 5
изд., т. 1; Социология в СССР, т. 1-2, M., 1965; Человек и его работа,
M., 1967: Кон И. С., Социология личности, M., 1967; Щ е п а н ьс кий Я.,
Элементарные понятия социологии, пер. с польск., M., 1969; Социальные проблемы
труда и производства, M-, 1969; А и т о в H. А., Технический прогресс и
движение рабочих кадров, M., 1972; Гордон Л. А., К л о п о в Э. В., Человек
после работы, M., 1972; L in ton R., The study of man, N. Y.-L., 1936;
Parsons T., The social system, [2 ed.], Glencoe, 1952. CM. также лит. при
ст. Классы, Социальная стратификация, Социальный престиж.

В. Б. Ольшанский




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я