СТАТИСТИКА ТРАНСПОРТА

СТАТИСТИКА ТРАНСПОРТА в СССР отрасль
экономической
статистики,
объектом изучения к-рой является трансп. система, включающая
как отд. виды транспорта общего пользования - ж.-д., морской, речной,
автомобильный, воздушный и трубопроводный, так и транспорт необщего пользования
- ведомств, подъездные пути, флот и автомобильный транспорт (см. Промышленный
транспорт).



В СССР осн. источник данных С. т.-
сплошной текущий учёт и основанная на нём периодич. отчётность трансп.
предприятий, а также спец. статистич. обследования сплошного и несплошного
характера (напр., ежегодная перепись вагонов, обследование скорости доставки
грузов). В С. т. выделяются след, разделы: статистика перевозок; эксплуатационная;
осн. фондов и технич. вооружённости; труда; материально-технического снабжения;
финансов.


Статистика перевозок исследует продукцию
транспорта - перемещение грузов и пассажиров. Перевозки грузов характеризуются
след, показателями: отправлено, прибыло, перевезено (т);
грузооборот
(т*км);
ср.
дальность перевозки (км), ср. густота перевозок
(т),
ср.
продолжительность (сут) и скорость доставки грузов
(км/сут);
межрайонный
(по ж.-д. транспорту - и междудорожный) обмен и трансп. баланс районов
страны по отд. грузам. Аналогичные показатели, за нек-рым исключением,
определяются и по пасс, перевозкам. Эти показатели - общие для всей трансп.
системы. Совокупная (приведённая) продукция на всех видах транспорта, кроме
воздушного, определяется суммированием грузооборота и пассажирооборота.


Объект эксплуатационной С. т.- наличный
парк подвижных перевозочных средств, их работа и использование. Объём работы
подвижного состава выражается эксплуатационным грузооборотом (т*км,
нетто
и брутто), пробегом. Сопоставлением объёмных показателей
и затрат времени подвижного состава в различных сочетаниях определяются
показатели использования перевозочных средств: среднесуточная производительность
единицы перевозочных средств (двухосного условного вагона, локомотива,
тонны грузоподъёмности или лошадиной силы мощности), среднесуточный пробег,
ср. технич. и участковая (коммерческая) скорости движения перевозочных
средств. Кроме того, на отд. видах транспорта определяются свойственные
только им показатели: доля порожнего пробега вагонов, ср. время оборота
и показатели нагрузки грузового вагона, ср. вес и состав поезда - на ж.-д.
транспорте; чистая производительность речного судна (за время хода с грузом),
ср. продолжительность оборота баржи за рейс - на речном транспорте и др.


Материально-техническая база изучается
С. т. на основе натурального и стоимостного выражения осн. средств с целью
оценки использования производств, фондов транспорта, исследования пропорциональности
развития отд. элементов трансп. системы и соответствия уровня технич. базы
транспорта развитию нар. х-ва. Для решения этих задач особо важное значение
имеет паспортизация технич. средств и единая классификация осн. фондов
в нар. х-ве. Важнейшие показатели - протяжённость путей сообщения и инвентарные
парки подвижного состава.


Статистика труда на транспорте изучает
численность, состав и движение рабочей силы; использование рабочего времени
и производительность труда; фонд заработной платы и ср. заработную плату
работников. В этом разделе С. т. специфичным является измерение затрат
труда работников, непосредственно связанных с осуществлением перевозочного
процесса, а также оценка уровня производительности труда эксплуатац. контингента.


В статистике материально-технического снабжения
особое значение имеют показатели абсолютного и удельного расхода энергетич.
ресурсов на перевозки, т. к. на транспорте топливо и электроэнергия - осн.
виды материальных затрат.


Финансовая статистика исследует доходы,
расходы, доходность и себестоимость перевозок, а также общую рентабельность
работы отд. видов транспорта. Доходы в основном учитываются по моменту
и месту их получения, кроме ж.-д. транспорта, где доходы отд. дорог от
перевозок в прямом сообщении определяются расчётным путём в процессе разработки
сведений о перевозках. В анализе расходов и прибыли используются данные
бухгалтерского
учёта.



На совр. этапе строительства
материально-технической
базы коммунизма
перед С. т. стоят задачи исследования закономерностей
и пропорциональностей развития трансп. системы как отрасли материального
произ-ва, выявления степени удовлетворения потребностей нар. х-ва и населения
в перевозках, создания единой системы С. т.


Организация С. т. в других социалистических
странах во многом идентична С. т. в СССР. Вопросы методологии исчисления
показателей С. т. в 60- 70-е гг. 20 в. неоднократно обсуждались на совещаниях
экспертов по статистике в рамках СЭВ и ООН.


В капиталистических странах С. т. характеризует
в основном перевозки, протяжённость путей сообщения и доходы отд. видов
транспорта.


Лит.: Исторический очерк развития
учреждений и работ ведомства путей сообщения по статистике и карте путей
сообщения в 1798-1898 гг., СПБ, 1898; Кочетов И. В., Железнодорожная статистика,
2 изд., M., 1953; Лебедев E. П., Транспортная статистика, 2 изд., M., 1964;
Транспорт и связь СССР. Статистич. сб., M., 1972.


Я. П. Леонова, Э. А. Свиридова,




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я