СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ

СТАТИСТИКА ТОРГОВЛИ отрасль
экономической
статистики,
изучающая количеств, закономерности массовых явлений в
области товарного обращения, к-рые характеризуют продвижение товаров нар.
потребления из сферы производства в сферу потребления.


В дореволюц. России С. т. по существу не
было. Статистические наблюдение и публикация ограничивались в основном
данными биржевых оборотов и внеш. торговли. Не было и прямых статистич.
данных о внутр. торговле (о торг, сети, кадрах, оптовом, розничном товарообороте
и т. п.).


В СССР товарное обращение средств произ-ва
изучает статистика материально-технического снабжения и сбыта. Статистика
заготовок характеризует движение части с.-х. продуктов в сфере обращения.


Осн. источники С. т.- отчётность гос. и
кооп. торг, орг-ций и предприятий, а также единовременные обследования
и переписи, посвящённые гл. обр. характеристике качеств, состояния материальной
базы торговли и эффективности новых форм обслуживания покупателей.


Центр, раздел С. т.- статистика товарооборота.
Статистика оптового товарооборота изучает обеспечение розничной торговли
товарами нар. потребления, контролирует выполнение планов использования
товарных ресурсов по важнейшим товарам нар. потребления (в этих целях разрабатываются
балансы распределения товарных ресурсов), осуществляет контроль поставок
товаров по рыночному фонду торгующим орг-циям, а также отгрузок товаров
из районов произ-ва в районы потребления. Составляется также сводный отчётный
баланс товарного обеспечения розничного товарооборота. Статистика розничного
товарооборота гос. и кооп. торговли изучает заключит, этап товарного обращения,
т. е. продажу товаров населению. Ведёт учёт выполнения гос. плана розничного
товарооборота, изучает объём и динамику продажи отд. товаров. Является
важным источником изучения роста потребления и благосостояния трудящихся.
По СССР, союзным республикам и областям систематически исчисляются индексы
розничного товарооборота в фактических (Iqqи
неизменных ценах (lq/$\Sigma$q)
как в целом, так и в расчёте на душу населения. Наряду с этим С. т. изучает
обороты колх. торговли на основе систематич. наблюдения колх. рынков в
более чем 250городах и рабочих посёлках.


Тесно связана со статистикой товарооборота
статистика товарных запасов, определяющая их объём и состав в товаро-проводящей
сети. Её осн. показатели: обеспеченность товарооборота товарными запасами
в днях (отношение объёма запасов на определённое число к однодневному товарообороту),
скорость товарооборота (отношение товарооборота за нек-рый период к среднему
товарному запасу за этот же период) и продолжительность одного оборота
в днях (отношение среднего товарного запаса к однодневному товарообороту).
Статистика товарных запасов является важным источником изучения степени
удовлетворения спроса населения на отдельные товары и соответствия предлагаемых
товаров спросу.


Важный раздел С. т.- статистика гос. розничных
цен, характеризующая их динамику при помощи индекса цен. Изучает средние
цены товаров, их структуру и динамику. Особо исчисляются индексы цен колх.
торговли - на основе массовой регистрации цен с.-х. товаров на 25-е число
каждого месяца. Индексы цен определяются по формуле агрегатного индекса
с весами текущего периода

2432-2.jpg


Статистика издержек обращения и рентабельности
торг, орг-ций даёт сведения об общей сумме издержек обращения в оптовой
и розничной торговле, обществ, питании и на складах долгосрочного хранения
овощей, картофеля и фруктов. На основе единой номенклатуры статей изучается
состав издержек обращения по видам раг"одов. Сравнивая издержки обращения
с товарооборотом, определяют относительный уровень издержек обращения (отношение
их суммы к товарообороту) - осн. показатель для изучения динамики издержек
обращения и сравнения их уровня по отд. торг, орг-циям. Статистич. анализ
направлен на выявление осн. факторов, определяющих динамику издержек обращения,
и на поиски резервов снижения их относительного уровня, что является гл.
предпосылкой повышения рентабельности в торговле (последняя определяется
как отношение чистой прибыли к товарообороту).


Статистика материальной базы торговли изучает
динамику, состав, размещение и технич. оснащение оптовой и розничной торг,
сети и сети обществ, питания. Один из её качеств, показателей - обеспеченность
населения розничной торг.


сетью, исчисляемый как отношение мощности
предприятий (торг, площадь, число мест) на 10 тыс. человек населения. С.
т. изучает также труд в торговле: численность и состав работников торговли,
производительность и оплату их труда.


Система показателей и методы сов. С. т.
получили широкое применение в ряде социалистич. стран. Постоянной комиссией
СЭВ по статистике приняты согласованные осн. показатели и унифицирована
методология статистики розничного товарооборота (товарная классификация,
методы группировок, методология расчёта индексов и пр.).


В капиталистич. странах осн. источниками
С. т. являются переписи (цензы) оптовой и розничной торговли, характеризующие
торг, сеть, товарооборот, товарные запасы и торг, персонал. Текущая (конъюнктурная)
статистика представлена индексами оптового и розничного товарооборота,
товарных запасов и цен, исчисляемыми гл. обр. на основе выборочных наблюдений.


Лит.: Ряузов H. H., T и т е л ьб
а у м H. П., Статистика торговли, 5 изд., M., 1968. H. H. Ряузов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я