Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА объединяет
сеть жел. дорог Узб. CCP, Туркм. CCP, Тадж. CCP, частично Кирг. CCP и Казах.
CCP. Эксплуатац. дл. 6199 км, или 4,4% протяженности всей сети жел.
дорог СССР (1975). Управление в Ташкенте. Имеет 9 отделении: Ташкентское,
Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское,
Ашхабадское и Каракалпакское.


С. ж. д. граничит с Казах, ж. д. по станциям
Ченгельды и Бейнеу. Железно-дорожно-морская паромная переправа Красноводск
- Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азерб. ж. д.


Стр-во С. ж. д. было начато в 1880 от Узун-Ада
(в Михайловском заливе Каспийского м.) в направлении на Кизил-Арват - Ашхабад
- Мары - Чарджоу - Бухару - Самарканд и далее на Хаваст, Ташкент и в Ферганскую
долину и продолжалось более трёх десятилетий (впоследствии начало дороги
было перенесено из Узун-Ада в Красноводск).


В 1905 после постройки Оренбургско-Ташкентской
ж. д. (ныне часть Южно-Уральской, Казахской и С. ж. д.) С. ж. д. соединилась
со всей сетью жел. дорог России. За годы Советской власти построено много
новых ж.-д. линий, в частности: Амударьинская - Душанбе (441 км), Ташкент
- Ангрен (118 км), Чарджоу - Кунград (627 км), Навои - Учкудук
(290 км), Джизак - Мехнат (133 км), а также ряд ответвлений
от осн. магистрали. В 1972 завершено стр-во новой линии Кунград - Бейнеу
(408 км), открывшей второй выход в центральные р-ны страны. С 1970
эксплуатируется ж.-д. линия Самарканд - Карши (157 км), с 1974 -
Термез - Курган-Тюбе (218 км), с 1975 - Тахиаташ - Нукус (12 км).


В отправлении грузов преобладают минерально-строит.
материалы, нефтегрузы, кам. уголь, удобрения, цемент, при этом больше 1/2
отправления приходится на местное сообщение. Значит, место в грузовых перевозках
занимают также хлопок, овощи, фрукты и др. с.-х. продукты, цветные металлы,
сера, суль фаты и др. В 1974 грузооборот дороги составил ок. 77 млрд. т*км
(2,5%
от сетевого), пассажирооборот - ок. 5 млрд. пасс.-гои (менее 2%); грузонапряжённость-ок.
13 млн. т*км/км.
В связи с наличием ряда крупных пром. центров и
ж.-д. узлов (Ташкент, Самарканд, Хаваст, Коканд, Андижан, Бухара, Душанбе,
Чарджоу, Ашхабад, Красноводск и др.) развито пригородное движение, на долю
к-рого приходится более '/2 всего отправления и прибытия пассажиров. Пригородное
движение в Ташкентском узле переводится на электрич. тягу (2,4% от всей
эксплуатац. длины дороги). В дальнем сообщении наибольший пассажирообмен
осуществляется с Казахской ж. д., а также с
Московской, Октябрьской,
Куйбышевской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской. С. ж. д. взаимодействует
со всеми видами транспорта. Наиболее крупные пристани и пункты перевалки
грузов на Амударье - Термез, Чарджоу и Тахиаташ, на Каспийском м.- Красноводский
порт.


За годы Сов. власти С. ж. д. технически
полностью перевооружена. На ней впервые в СССР (1931) на ряде участков,
проходящих по пустынным р-нам, паровозная тяга была заменена тепловозной.
Все грузовые перевозки выполняются тепловозами, пассажирские - тепловозами
и электропоездами. Широко внедряется диспетчерская централизация. Усилено
верхнее строение пути, технически оснащены MH. станции, особенно сортировочные.
Повышается удельный вес механизированных работ на грузовых станциях, в
путевом х-ве, при ремонте подвижного состава и на др. предприятиях дороги.
Используется совр. электронная вычислит, техника и АСУ для повышения эффективности
работы.

E. Д. Хану ков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я