Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > СРАВНИТЕЛЬНЫЙ (МЕЖЗАВОДСКОЙ) АНАЛИЗ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ (МЕЖЗАВОДСКОЙ) АНАЛИЗ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ (МЕЖЗАВОДСКОЙ) АНАЛИЗ в
СССР, сопоставление показателей экономич. эффективности работы отд. (как
правило, родственных) предприятий, производственных объединений с целью
объективной оценки результатов их деятельности. С. (м.) а. позволяет оценить
напряжённость плановых заданий, итоги социалистич. соревнования, выявить
резервы произ-ва, способствует распространению передового опыта.


Межзаводские сравнения предполагают сопоставимость
объектов и показателей их работы . Она достигается исключением несравнимых
величин, корректировкой показателей с помощью поправочных коэффициентов,
пересчётом показателей по методологии их расчёта на др. предприятиях и
т. д. Осн. условия сопоставимости: соблюдение качественной однородности
сравниваемых показателей, единство методики их расчёта; применение единых
измерителей продукции, одинаковость географич. условий и расположения по
отношению к поставщикам материалов и техники и потребителям готовой продукции;
одинаковое количество рабочих дней в сравниваемых периодах и т. д. Если
нек-рые из перечисленных факторов различаются на сравниваемых предприятиях,
производится пересчёт показателей, их характеризующих, к уровню одинаковых
условий.


Организация С. (м.) а. сводится к след,
этапам: выбор объектов сравнения; определение степени сопоставимости объектов
и сравниваемых показателей; сбор и обработка экономич. информации об объектах,
приведение показателей в сопоставимый вид; сравнение и анализ показателей,
оценка достигнутых результатов, выявление причин расхождений по ним и факторов,
определивших величину показателей; обобщение результатов анализа, разработка
выводов и предложений по повышению эффективности произ-ва, подсчёт эффективности
от реализации предложений.


Методика С. (м.) а. включает весь арсенал
методов и приёмов экономич. анализа (см. Анализ хозяйственной деятельности),
но
особое значение имеют научно обоснованная группировка предприятий, выбор
базы сравнения. Если задачей анализа является определение лучшего предприятия,
то в качестве базы сравнения выделяют комплекс показателей, анализ к-рых
позволяет всесторонне изучить результаты работы сравниваемых предприятий.
Общий алгоритм математич. метода сравнит, комплексной оценки работы по
совокупности показателей сводится к следующему. Исходные данные представляются
в виде матрицы, элемент к-рой
ац
есть величина показателя
j у
предприятия с порядковым номером
i. B таблице исходных данных
определяются макс, элементы - показатели в каждом столбце. Все элементы
столбца делятся на макс, элемент. В результате получается "матрица координат".
Все её элементы возводятся в квадрат и суммируются по строкам (если решается
задача с учётом различной весомости показателей, то каждое слагаемое в
общую сумму включается умноженным на величину соответствующего ему весового
коэффициента). Полученные суммы располагаются по убыванию: на первом месте
предприятие, к-рому соответствует наибольшая сумма.


Лит.: К р е м к е К., Межзаводской
сравнительный анализ в социалистической промышленности как метод вскрытия
и использования резервов производства, M-, 1965; Вершинин A. M., Сравнительный
анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий, M., 1970; Воробейчиков
А.П.,Кауфман M. 3., Межзаводской экономический анализ, M., 1971; Шеремет
А. Д., Комплексный экономический анализ деятельности предприятия, M., 1974;
Курс анализа хозяйственной деятельности, под ред. С. К. Татура и А.Д. Шеремета,
M., 1974. А. Д. Шеремет.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я