СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ понятие о должном,
соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых
правах. С.- категория морально-правового, а также социально-политич. сознания.
Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия между практич.
ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным
положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием,
трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и
их обществ, признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается
как несправедливость.


Первое в истории обществ, сознания понимание
С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя: С.-
это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое
понимание С. имело негативный смысл - требование наказания за нарушение
общей нормы; одним из его практич. выражений был институт родовой мести.
Более сложное, позитивное понимание С., включающее наделение людей благами,
возникает в период выделения отд. индивидов из рода. Первоначально оно
означает гл. обр. равенство всех людей в пользовании средствами жизни и
правами. С возникновением частной собственности и обществ, неравенства
С. начинают отличать от равенства, включая в неё и различие в положении
людей сообразно с их достоинством. Аристотель впервые разделяет С. на уравнительную
и распределительную; особым видом С. он считает случай воздаяния, к-рое
должно исходить из принципа пропорциональности. В дальнейшем это разграничение
С. равенства и пропорциональности (по достоинству) сохраняется во всей
истории классового общества. Наряду с понятием С., отразившем в себе структуру
существующих классовых отношений, в нар. сознании всегда развивались идеи
С., выражающие протест против эксплуатации и неравенства, а также нац.
угнетения.


С точки зрения марксизма, понятие С. всегда
имеет историч. характер, обусловлено условиями жизни людей (классов). Классики
марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что оценка социальной действительности
с точки зрения понятия С. "...в научном отношении нисколько не подвигает
нас вперед" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20,
с. 153). Справедливыми можно назвать обществ, отношения людей лишь в том
смысле, что они соответствуют историч. необходимости в практич. возможности
создания условий жизни человека, отвечающих данной историч. эпохе.


Социалистич. понимание С. включает равенство
людей по отношению к средствам произ-ва, их реальных политич. и юридич.
прав. Вместе с тем при социализме ещё сохраняются различия в характере
(квалификации) труда, в распределении предметов потребления. "Маркс, -
писал В. И. Ленин, -показывает ход развития коммунистического общества,
которое вын уж дено сначала уничтожить только ту „несправедливость", что
средства производства захвачены отдельными лицами, и которое н е в состоянии
сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоящую в распределении
предметов потребления „по работе" (а не по потребностям)" (Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 33, с. 93). Полное совпадение С. с социальным равенством
людей достигается в коммунистич. обществе.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я