СПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ индивидуальные особенности
личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого
рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям,
навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами
и приёмами нек-рой деятельности и являются внутр. психич. регулятивами,
обусловливающими возможность их приобретения.


В изучении С. выделяются 3 осн. проблемы:
происхождение и природа С., типы и диагностика отд. видов С., закономерности
развития и формирования С.


В истории философии С. в течение длит,
периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству
и изначально присущие индивиду. Отголоски таких представлений закрепились
в обыденной речи, имеются рецидивы их возрождения и в науч. лит-ре на базе
достижений генетики. Несостоятельность понимания С. как врождённых
была подвергнута критике англ, философом Дж. Локком
и франц. материалистами,
выдвинувшими тезис о полной зависимости С. индивида от внеш. условий его
жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии
марксизма, где проблема С. ставится на основе понимания человека как совокупности
обществ, отношений, диалектич. подхода к трактовке соотношения внутреннего
и внешнего.


Врождёнными являются анатомо-физиологич.
особенности, выступающие как предпосылки возможного развития С., сами же
С. формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в
сложной системе взаимодействий индивида с др. людьми.


С., проявляемая в осуществлении нек-рой
конкретной деятельности, имеет комплексную структуру, складывающуюся из
разнообразных компонентов. С этим связано широко распространённое явление
компенсации: при относит, слабости или даже отсутствии одних компонентов
высокая С. к осуществлению нек-рой деятельности достигается развитием др.
компонентов. Этим же объясняется наблюдаемое различие в сочетаниях личностных
и физиологич. характеристик лиц, проявивших высокий уровень развития С.
к к.-л. одной определённой деятельности.


Единой и общепринятой типологии С. в психологии
не разработано. В качестве принципов её построения использовались: различия
в осн. видах деятельности - инженерные, науч., художеств. С. (и более дробно-математич.,
физич. С. и т. п.), различия, связанные с особенностями работы органов
чувств и высшей нервной деятельности; операциональные определения, основанные
на применении разнообразных систем тестов с последующим
факторным
анализом
результатов. С последним связаны попытки экспериментального
выделения общих С., отвечающих требованиям не одной, а мн. различных видов
деятельности. Иногда при этом постулируется существование некоего общего
интеллекта - неизменяемой всесторонней умств. одарённости (см. Коэффициент
интеллектуальности).
Этот постулат подвергается критике в советской
психологической литературе.


Большое практич. значение, в частности
для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся С.
(возможностей их становления) при проф. отборе и в спорте. Она осуществляется
с помощью тестов, позволяющих давать также количеств, оценки С.


Качеств, уровень развития С. выражается
понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по
характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность
С., к-рая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной,
высоким совершенством и обществ, значимостью. Гениальность - высшая ступень
развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той
или иной сфере творчества.


Большое место в психологич. и пед. исследованиях
занимает проблема формирования С. к конкретным видам деятельности. В них
показана возможность развития С. через создание личностной
установки
на
овладение предметом деятельности. Большое значение имеет науч. отработка
программ действия по освоению данного вида деятельности (созданы, напр.,
методики по развитию муз. слуха для лиц, не имеющих его).


Лит.: Теплев Б. M., Проблемы индивидуальных
различий, M., 1961; Ковалев А. Г., M я с и щ е в В. H., Психологические
способности человека, т. 2, Л., 1960; Леонтьев A. H., О формировании способностей,
"Вопросы психологии", 1960, № 1; Петровский А. В., Способности и труд,
M., 1966; Крутецкий В. А.,


Психология математических способностей,
M., 1967. Н.Г.Алексеев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я