СПИНОЗА

СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт
(Барух) (24.11.1632, Амстердам,- 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист,
пантеист и атеист. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив
после смерти отца (1654) его дело, С. одновременно завязал науч. и дружеские
связи вне евр. общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных
по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое
влияние на С. оказал его наставник в лат. яз. ван ден Энден - последователь
Ванини,
а
также У. Акоста - представитель евр. вольномыслия. Руководители
евр. общины Амстердама подвергли С. -"великому отлучению" - херем (1656).
Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства
к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги,
где и создал свои филос. произведения.


В борьбе против олигархич. руководства
евр. общины С. стал решительным противником иудаизма. По своей идейно-политич.
позиции был сторонником респ. правления и противником монархии.


Филос. воззрения С. складывались первоначально
под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Её
преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическо-материалистич.
воззрений Дж. Бруно, рационалистич. метода P. Декарта, механистич. и математич.
естествознания, а также философии T. Гоббса, оказавшего влияние на социологич.
доктрину С. Опираясь на механико-математич. методологию, С. стремился к
созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, С.
сделал
центр, пунктом своей онтологии тождество бога и природы, к-рую он понимал
как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование
к.-л. другого начала, и тем самым - как причину самой себя (causa sui).
Признавая реальность бесконечно многообразных отд. вещей, С. понимал их
как совокупность модусов - единичных проявлений единой субстанции.


Качеств, характеристика субстанции раскрывается
у С. в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции.


Б. Спиноза.


Число атрибутов в принципе бесконечно,
хотя конечному человеческому уму открываются только два из них - протяжение
и мышление. В противоположность Декарту, дуалистически противопоставлявшему
протяжение и мышление как две самостоят, субстанции, монист С. видел в
них два атрибута одной и той же субстанции.


При рассмотрении мира единичных вещей С.
выступал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма
и
противников телеологии, что было высоко оценено Энгельсом (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая механистич.
истолкование детерминизма, отождествляя причинность с необходимостью и
рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. приходил
к точке зрения механистич. фатализма. Он был убеждён в том, что
весь мир представляет собой математич. систему и может быть до конца познан
геометрич. способом. По замыслу С. бесконечный модус движения и покоя должен
связывать мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии друг с другом,
с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжённости. Другим бесконечным модусом
является бесконечный разум (intellectus infinitus), к-рый должен связывать
мир единичных вещей с субстанцией, мыслимой в атрибуте мышления. С. утверждал,
что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако
осн. свойство бесконечного разума - "познавать всегда все ясно и отчетливо"
(Избр. произв., т. 1, M., 1957, с. 108) - относилось у С. лишь к человеку.


Натуралистически рассматривая человека
как часть природы, С. утверждал, что тело и душа взаимно независимы вследствие
онтологич. независимости двух атрибутов субстанции. Это воззрение сочетается
с С. с материалистич. тенденцией в объяснении мыслит, деятельности человека:
зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается,
согласно С., на стадии чувственного познания. Последнее составляет первый
род знания, наз. также мнением (opinio). Чувственное познание, по мысли
С., часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта,
оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.


Рационализм С. с наибольшей силой проявлялся
в противопоставлении им понимания (intellectio) как единств, источника
достоверных истин чувственному познанию. Понимание выступает у С. как второй
род познания, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intellectus).


Достижение адекватных истин, возможное
только на этой стадии, обусловливается тем, что человеческая душа как модус
атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из субстанции. Оно
возможно также в силу основоположного тезиса рациона листич. панлогизма,
отождествляющего принципы мышления с принципами бытия: "порядок и связь
идей те же, что порядок и связь вещей" (там же, с. 407).


Третий род познания составляет
интуиция,
являющаяся
фундаментом достоверного знания. Генетически учение С. об интуиции связано
с учениями мистич. пантеизма о "внутреннем свете" как источнике не дискурсивного,
непосредств. общения с богом и с учением Декарта об аксиомах "ясного и
отчетливого ума" как


фундаменте всего знания. При этом интуиция
истолковывается С. как интеллектуальная; она даёт познание вещей с точки
зрения вечности - как абсолютно необходимых модусов единой субстанции.


В антропологии С. отвергал идею свободы
воли; воля совпадает у С. с разумом. Распространяя на человеческое поведение
законы механистич. детерминизма, С. доказывал необходимый характер всех
без исключения действий человека. Вместе с тем он обосновывал диалектич.
идею о совместимости необходимости и свободы, выражающуюся понятием свободной
необходимости. Поскольку свобода отождествляется у С. с познанием, стремление
к самопознанию становится у С. сильнейшим из человеческих влечений. С.
выдвинул положение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intellectualis)
и идею вечности человеческой души, связанную с пантеистич. представлением
о смерти человека как возвращении в единую субстанцию.


Филос. систему С. завершает этика. В центре
его концепции секуляризированной морали - понятие "свободного человека",
руководствующегося в своей деятельности только разумом. Принципы
гедонизма
и
утилитаризма
соединяются
у С. с положениями аскетич. созерцат. этики.


Подобно другим представителям теории естеств.
права и обществ, договора С. выводил закономерности общества из особенностей
неизменной человеческой природы и считал возможным гармонич. сочетание
частных эгоистич. интересов граждан с интересами всего общества.


Пантеистическая по своему облику философия
С. заключала в себе глубоко атеистич. содержание. Преодоление С. концепции
двойственной
истины
дало ему возможность заложить основы науч. критики
Библии.
Страх,
согласно С., является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм С. связан
с осознанием им политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич.
правления. Вместе с тем в духе идей "естественной религии" С. утверждает,
что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос.
мудрость, и суеверие. Библия излишня для "свободного человека", руководствующегося
только разумом, но необходима для большинства людей, для "толпы", к-рая
живёт лишь страстями и не способна к руководству разума. Атеизм С. оказал
огромное влияние на европ. вольномыслие 17-18 вв. Вместе с тем сторонники
романтизма и Ф. Шлейермахер интерпретировали учение С. в
религ.-мистич. духе; позднее, в кон. 19-20 вв., в условиях кризиса религ.
сознания, ряд бурж. философов - Э. Ренан, Л. Брюнсвик
и др.
пытались истолковать учение С. в духе идей "новой" религии. Атеистические
и натуралистич. идеи С. нашли своё продолжение у Д. Дидро и других
франц. материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. философию
кон. 18 - нач. 19 вв., в особенности на Г. Лессинга, И. В. Гёте,
И.
Гердера,
а
затем на Ф. Шеллинга и Г. Гегеля (в особенности панлогизм,
диалектика целостного истолкования мира и диалектич. концепция свободы
в её связи с необходимостью), а также на Л. Фейербаха.


Соч.: Opera, Bd 1-4, HdIb., 1925; Oeuvres,
t. 1-3, P., 1964-65; в рус. пер.- Избр. произв., т. 1 - 2, M., 1957,


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 2, с. 139-42, 144-46, 154; т. 20, с. 350; т. 29, с. 457; Ленин
В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Фишер К.,
История новой философии, пе-р. с нем., т. 2, СПБ, 1906; Кечекьян С. Ф·.
Этическое миросозерцание Спинозы, M., 1914; M и л ь н е р Я. А., Б. Спиноза,
M., 1940; Б е л е н ь к и и M. С., Спиноза, M., 1964; Соколов В. В., Философия
Спинозы и современность, M., 1964; его же, Спиноза, M., 1973; Коников И.
А., Материализм Спинозы, M., 1971; Joel M., Spinoza's theologisch-politischer
Traktat auf seine Quellen gepruft, Breslau, 1870; Freudenthal J., Ge b-hardt
C., Spinoza. Leben und Lehre, Tl 1-2, HdIb., 1927; Spinoza - Literatur...-
Verzeichnis, W., 1927; К а у s е г R., Spinoza. Portrait of a spiritual
hero, N. Y., [1946]; Serouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophic, P., 1947;
W о 1 f s on Н. А., The philosophy of Spinoza. Unfolding the latent
processes of his reasoning, v. 1 - 2, 2 ed., Camb. (Mass.), 1948; Saw R.
L., The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza,
L., 1951; Brunschvieg L., Spinoza etsescontemporains, P., 1951; Hampshire
S., Spinoza, L., [1954]; R о th L., Spinoza, L., 1954; Hallet H. F.., B.
de Spinoza, L., 1957; Spinoza - dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift.
1632- 1932, hrsg. von
S. Hessing, 2 Aufl., Haag, 1962; Al a in E.
A. C., Spinoza, P., 1965.

В. В. Соколов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я