СПЕНСЕР

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (27.4.1820,
Дерби,- 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников
позитивизма.
Работал
инженером на жел. дороге (1837-41), затем сотрудничал в журн. "Экономист"
("Economist") (1848-53), б. ч. жизни провёл как кабинетный учёный. Философия
С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта,
хотя С. и
отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм
Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи
Ф. Шеллинга
и
шотландская школа.


Философию С. понимал как максимально обобщённое
знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных
наук чисто количественно, степенью обобщённости знания. С. исходит из деления
мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может
быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта:
Познаваемое-"мир
явлений", Непознаваемое - "вещь в себе"). Наука, по мысли С., способна
познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувств, восприятиями,
но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя,
движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала",
СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина",
в признании наличия к-рой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82-103).


В теории познания С. развивал концепцию
т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на
предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое
изменение структуры ощущений и восприятий ("иероглифизм"). С. пытался соединить
эмпиризм
с
априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное)
физиологически закреплённым опытом бесчисленных поколений предков. Согласно
С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.


Специфич. особенность позитивизма С.- его
учение о всеобщей эволюции, основанное на механистич. интерпретации эмбриологии
К. Бэра, геол. учения Ч. Лайеля, физ. закона сохранения и
превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к 'непрерывному
перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции)
и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистич. понимание эволюции С.
пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных,
утверждая, что общее направление эволюции - к равновесию. Отказываясь искать
причины эволюции, С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых
фактов. Отсюда возникает внутр. противоречие концепции С.: учение об эволюции
не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать
на объяснение закономерной связи между последоват. состояниями тел. Теория
эволюции С. не могла объяснить качеств, изменения в развитии; это отчётливо
выразилось также в понимании С. биологич. эволюции - как приспособления
внутр. отношений к внешним с целью сохранения существования (см. "Основания
биологии", т. 1-3, СПБ, 1899).


С. является основоположником
органической
школы
в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках
различных адм. органов С. понимал по аналогии с разделением функций между
органами живого тела. Осн. законом социального развития С. считал закон
выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции
выводил преимущества, наибольшую приспособленность "дифференцированного"
(т. е. разделённого на классы)общества. С. - противник социализма, считавший
революцию "болезнью" обществ, организма.


В этике С. стоял на позициях
утилитаризма
и
гедонизма',
нравственность,
по С., связана с пользой, к-рая и есть источник наслаждения. Эстетич. воззрения
С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта,
понимание иск-ва как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно
к-рому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась
одним из источников психофизич. параллелизма (см. Психофизическая проблема)
и
генетической психологии. Педагогич. идеи С. были связаны с пропагандой
утилитарного, естественнонауч. образования. С. внёс значит, вклад в изучение
первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в
этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.


Философия С. была квинтэссенцией бурж.-либеральных
иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала
принципы и достижения естествознания сер. 19 в. Она пользовалась большой
популярностью, оказала значит, влияние на
эмпириокритицизм
и
неопозитивизм.


Соч.: Works, V. 1 - 18, L.- N. Y., 1910
в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 7, СПБ, 1866-69; Соч., т. 1 - 7, СПБ, 1898-1900;
Автобиография, ч. 1 - 2, СПБ, 1914.


Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории
позитивизма. M., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной
философии 19 и 20 вв., [M.], 1962, гл. 2; К о н И. С., Позитивизм в социологии,
[Л.],


1964, гл. 2; Hudson W., An introduction
to the philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894; Royce J., H. Spencer, N.
Y., 1904; Haberlin P., H. Spencer's Grundlagen der Philosophie, Lpz., 1908;
Duncan D., The life and letters of H. Spencer, N. Y., 1908; Schwarze K.,
H. Spencer, Lpz., 1909; Та у lor A. E., Herbert Spencer, N. Y., 1928; R
u n m e у J., H. Spencer's sociology, L., 1934; Peel J., H. Spencer. The
evolution of a sociologist, N. Y., 1971. И. С. Нарский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я