СПЕКУЛЯТИВНОЕ

СПЕКУЛЯТИВНОЕ (позднелат. speculativus,
от лат. speculor - наблюдаю, созерцаю), тип теоретич. знания, к-рое выводится
без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и направлено на осмысление
предельных оснований науки и культуры. С. знание представляет собой исторически
определ. способ обоснования и построения философии. Идея о С. характере
философии служила формой утверждения суверенности филос. знания и его несводимости
к специально-научному знанию. Представление о философии как С. знании сложилось
уже в античности; наиболее последоват. система С. знания была развита Г.
Гегелем,
к-рый
усматривал в диалектике высшую форму теоретич. умозрения истины; завершением
многовековой традиции С. философии явилась феноменология
Э. Гуссерля.


В истории философии существовали различные
варианты критики С. знания: понимание С. философии как схоластики, оторванной
от человеческого опыта и науки(эмпиризм Ф. Бэкона и Дж.
Локка,
рационализм
T. Гоббса и Б. Спинозы); истолкование С. знания как философствования
в сфере чистого разума, не имеющего своего предмета в опыте (И. Кант);
отождествление
С. философии с теологией (Л. Фейербах). В совр. бурж. философии
С. знание радикально отвергается как полностью лишённое смысла (позитивизм),
либо
в противовес ему выдвигается идеал экзистенциально-личностного знания (экзистенциализм,
персонализм).



Критика С. философии в марксизме основывается
на материалистич. концепции отчуждения, выявляющей подлинные истоки
С. мышления: отрыв филос. познания от реальных обществ, отношений и развития
науки, понимание человека как абстрактного субъекта и др. Выделяя рациональный
момент в С. философии - её стремление к осознанию особенностей филос. мышления,
марксизм отвергает С. абстрагирование. Диалектич. материализм утверждает
важнейшее познават. значение науч. абстракции, отражающей объективную реальность,
раскрывает связь философии с общественно-историч.
практикой.
См.
лит. при ст. Философия.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я