СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ значимость,
привлекательность, приписываемые в обществ, сознании различным сторонам
деятельности людей. Объектами С. п. чаще всего оказываются социальные роли
(напр., профессии, место в организации), действия людей (напр., в сферах
обществ.-политич. жизни и досуга), их психологич. качества (инициативность,
смелость, интеллектуализм), фи-зич. достоинства (красота и т. д.), блага
и услуги различного назначения (напр., имущество, потребительские товары,
культурные ценности) и, что особенно важно, социальные группы, институты,
организации. С. п. тесно переплетается с такими явлениями, как авторитет,
уважение,
влияние. В конечном счёте носителем С. п. оказывается сама личность, к-рая
наделяется в обществ, сознании (всего общества или отд. групп) большим
или меньшим С. п. Нек-рые материальные объекты становятся на более или
менее длит, срок символами С. п.


Существование феномена С. п. легче всего
обнаружить в оценках (чаще всего вербальных), с помощью к-рых люди ранжируют
(т. е. выстраивают в ряд) объекты С. п., а также в тех действиях, в к-рых
они проявляют свои предпочтения.


Марксистское понимание природы С. п. исходит
из того, что престижные оценки имеют объективную основу в социальной действительности
и прежде всего - в существующей социальной структуре и формируются под
решающим воздействием господствующей системы ценностных ориентации, позволяющей
примерно соизмерять различные явления в связи с их ролью в удовлетворении
обществ, потребностей. Зависимость престижных оценок от системы ценностных
ориентации объясняет их динамичный характер. Напр., одни и те же занятия
пользовались разным С. п. в различные ист. эпохи. Вместе с тем престижные
оценки обладают известной устойчивостью и нередко сохраняются и после исчезновения
породивших их условий.


В антагонистич. обществе одни и те же объекты
пользуются неодинаковым, а иногда и противоположным по знаку престижем
у людей, принадлежащих к разным классам, социальным и демографич. группам.
Господствующая в этом обществе идеология утверждает престиж богатства (число
рабов, крепостных, размер земельной собственности, капитала), знатности
происхождения и социальных связей, роли в бюрократич. иерархии. В то же
время среди трудящихся масс большим престижем пользуются люди, обладающие
талантом, проф. мастерством и трудолюбием, борцы за социальную справедливость.


Определённые колебания С. п. имеют место
н в социалистич. обществе. Однако процесс сближения классов и социальных
групп здесь ведёт постепенно к выравниванию престижных оценок представителей
различных социальных групп. Важная роль С. п. в обществ, жизни в конечном
счёте объясняется стремлением человека приобрести уважение в своей социальной
среде, потребностью в самоутверждении личности. В то же время от меры С.
п. личности или орг-ции во MH. случаях зависит успешность достижения поставленных
ими целей. Поэтому стремление к приобретению или сохранению высокого С.
п. играет заметную роль в мотивационной сфере личности, действиях различных
организаций. С. п. поощряет полезную для функционирования и развития общества
деятельность. При социализме положение человека в обществе определяется
гл. обр. его трудом. В связи с этим эффективный творч. труд обладает высоким
престижем, являющимся важным стимулом проф. деятельности трудящихся социалистич.
общества. В то же время фетишизация С. п. способна оказать отрицат. влияние
на обществ, жизнь. Она характерна для бурж. общества. В частности, разжигаемый
рекламой спрос на новые товары часто обусловлен не столько улучшением
их свойств, сколько соображениями престижа. Негативное влияние на обществ,
жизнь оказывает также искусств, раздувание с помощью средств массовой коммуникации
престижа отд. личностей или орг-ций. В США в 70-е гг. появились спец. фирмы,
организующие по поручению клиента соответствующие кампании. Стремление
обладать престижными в данный момент профессиями нередко приводит к неравномерному
распределению трудовых ресурсов между отд. видами занятий.


Эмпирич. исследования С. п. в социалистич.
странах (престижа профессий, источников массовой информации, потребительских
благ в связи с изучением спроса и моды и др.), в к-рых широко используется
техника измерения С. п. (в частности, шкалы, факторный анализ и др.), играют
важную роль в подготовке решений на разных уровнях социального управления.


Лит.: Ш у б к и н В. H., Выбор профессии
в условиях коммунистического строительства, "Вопросы философии", 1964,
№ 8; е г о же, Социологические опыты, M., 1970; 3 а м о шк и н Ю. А., Кризис
буржуазного индивидуализма и личность, M., 1966; Кон И., Социология личности,
M., 1967; В о д з и нс к а я В. В., Социологический аспект проблемы выбора
профессии, в сб.: Человек и общество, Л., 1969; Сарапата Л., Исследование
иерархии престижа профессиональных занятий в Польше, в кн.: Проблемы развития
социальной структуры общества в Советском Союзе и Польше, M.- Варшава,
1974; Rosenberg M., Occupations and values, Glencoe, 1957; Packard V.,
The status seekers, N. Y., 1959; Lipset S., Bendix R., Social mobility
in industrial society, Berk., 1960; Class, status and power, 2 ed., N.
Y., 1966.

В. Э. Шляпентох.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я