СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ идейное течение
в бурж. обществоведении кон. 19 - нач. 20 вв., к-рому свойственно сведение
закономерностей развития человеческого общества к закономерностям биол.
эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование
и выживания наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов
обществ, жизни.


Наиболее ранним предшественником С. д.
явился T. Мальтус, а непосредств. его инициатором - Г. Спенсер.
С.
д. чрезвычайно разнороден. Среди его представителей сторонники социального
неравенства (амер. социолог У. Самнер) и его противники (итал. социологи
M. А. Ваккаро, Э. Ферри); бурж. реформисты (амер. социолог А. Смолл)
и
консерваторы, отстаивавшие необходимость стихийности в обществ, развитии
(Спенсер, Самнер). Нек-рые, наиболее реакц. варианты С. д. тесно связаны
с расизмом (концепции Л. Вольтмана в Германии, Ж. Лапужа во Франции),
другие - с психологич. направлением в социологии (напр., англ, социолог
У. Беджгот, австр. социолог Г. Ратценхофер Смолл). Биологизация обществ,
процессов осуществлялась в С. д. в различной форме. Нем. социологи Ф. Шальмайер
и Г. Maцат непосредственно выводили свои концепции из принципов биол. эволюции.
Др. социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за
существование среди животных, с одной стороны, и среди людей - с другой
(Ваккаро). Наконец, у третьей категории социальных дарвинистов биологизация
обществ, процессов проявилась в подчёркивании ведущей роли социальных конфликтов,
возникающих в процессе удовлетворения людьми потребностей и в результате
их стремления к господству (концепция австр. социолога и юриста Л. Гумпловича).


С. д. в известной мере обосновывал связь
биол. и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общевтво
как гармонич. целое, подчёркивал конфликтный и противоречивый характер
обществ, развития. В работах нек-рых социальных дарвинистов исследовались
определённые стороны жизни первобытных обществ, роль социальных норм и
обычаев в регулировании поведения человека. Однако основополагающие принципы
С. д. несостоятельны. Осн. теоретич. пороки С. д.: натурализм в истолковании
обществ, явлений, отрицание их специфичности и связанный с этим редукционизм,
т. е. сведение обществ, закономерностей к биологическим. Вульгарная трактовка
эволюц. теории приводит социальных дарвинистов к односторонней и превратной
оценке роли социальных конфликтов, к-рые рассматриваются как "естественные",
вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими социальными отношениями.
Наиболее реакционные варианты С. д. служили идейным обоснованием классового
господства буржуазии, милитаризма и экспансионизма во внешней политике.


Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс
К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Дарвинизм и марксизм, Хар.. 1923;
Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Hofstadter R., Social darwinism
in american thought, rev. ed., N. Y., 1959; R о g e r s J., Darwinism and
social darw inism, "Journal of the History of Ideas", 1972, v. 33, № 2.
A. Б. Гофман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я