СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ в СССР установл.
гос-вом система социально-экономич. мероприятий по материальному обеспечению
граждан в старости и при нетрудоспособности, по всестороннему обеспечению
матерей и детей, по мед. обслуживанию и лечению.


Введение С. о. было одним из требований
пролетариата дореволюц. России. В частности, оно было сформулировано в
Программе РСДРП, принятой 2-м съездом партии (1903). На 6-й (Пражской)
Всероссийской конференции РСДРП (1912) партия большевиков вновь выдвинула
требование признать право пролетариата на С. о., предложила соответств.
оргправовые формы С. о., гарантирующие реальное осуществление этого права
(гос. систему страхования), уточнила случаи, когда такое право возникает
(увечье, болезнь, старость, потеря кормильца и т. д.). Эти требования были
сформулированы В. И. Лениным и вошли в историю под названием ленинской
страховой рабочей программы. В. И. Ленин определил, на каких важнейших
принципах должно быть построено гос. страхование: обеспечение всех лиц
наёмного труда и их семей; обеспечение рабочих во всех случаях утраты трудоспособности
и в случае потери заработка при безработице; полное возмещение утраченного
заработка без к.-л. взносов самих застрахованных; осуществление всех видов
страхования едиными органами, построенными по территориальному принципу
на началах полного самоуправления застрахованных (см. Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 21, с.146- 149).


В СССР законодательно закреплена система
С. о., созданная на ленинских принципах.


С. о. осуществляется в следующих организационно-правовых
формах: гос. социальное страхование рабочих и служащих, приравненных
к ним лиц и их семей; социальное страхование колхозников за счёт централизов.
союзного фонда социального страхования; С. о. колхозников за счёт централизов.
союзного фонда С. о. колхозников; С. о. гос. органами за счёт прямых ассигнований
гос. бюджета (эту форму нередко называют С. о. в узком смысле); дополнит,
формы С. о. за счёт средств отд. колхозов, фондов, творч. союзов (писателей,
художников, композиторов и др.). Хотя каждая из форм С. о. имеет свою специфику
с точки зрения круга обеспечиваемых лиц, способа образования обществ, фонда,
из r-poro производится обеспечение, а также органов, осуществляющих его,
все они строятся на единых общих принципах. В качестве таких принципов
следует рассматривать: всеобщность С. о. (т. е. равное для всех трудящихся
СССР право при наступлении конкретных обстоятельств получить определённые
виды обеспечения независимо от расы, пола, вероисповедания и т. д.); всесторонность
и многообразие видов С. о. (пенсии, пособия, содержание в домах инвалидов
и престарелых, протезирование, обучение инвалидов и их трудоустройство
и
т. д.); обеспечение за счёт гос. и обществ, средств без к.-л. удержаний
из заработной платы трудящихся; обеспечение в высоких размерах, соответствующих
сложившемуся уровню потребностей граждан (т. е. размер возмещения по С.
о. достаточен для удовлетворения не только самых насущных жизненных потребностей,
но и иных материальных и духовных запросов граждан).


Наиболее важным видом обеспечения являются
пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю
потери кормильца) и пособия (по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким
матерям, на оплату проезда в санаторий и др.).


В С. о. престарелых и инвалидов важную
роль играет социальное обслуживание: широкая сеть домов-интернатов, в т.
ч. и для детей-инвалидов с полным гос. обеспечением; протезирование и бесплатное
или на льготных условиях предоставление средств передвижения; льготы инвалидам
и нек-рым др. категориям пенсионеров по проезду на внутригор., воздушном,
ж.-д. и водном транспорте, а также жилищные, бытовые и налоговые льготы.
В ведении органов С. о. находятся техникумы-интернаты и профессионально-технич.
школы-интернаты, где инвалиды получают специальность, по к-рой, окончив
учёбу, работают.


С. о. дополняется бесплатной мед. помощью,
бесплатным содержанием в больницах, санаторно-курортным лечением, а также
гос. и обществ, формами содержания и воспитания детей в яслях, детских
садах, детских домах, санаторно-лесных школах, пионерских лагерях, детских
санаториях и т. п.


В перспективе предусматривается дальнейшее
повышение уровня материального обеспечения граждан не только за счёт увеличения
оплаты труда, но и за счёт общественных фондов потребления,
большая
часть к-рых идёт на С. о. В к а п и т а л и с т и ч. странах в результате
ожесточённой классовой борьбы рабочий класс добился существ, уступок со
стороны буржуазии и в т. ч. введения С. о. Этот факт используется бурж.
пропагандой для утверждений о якобы изменившемся характере совр. бурж.
гос-ва, о превращении капитализма в "народный", о ликвидации в капиталистич.
обществе необеспеченности и создании государства "всеобщего благоденствия".


Действительность опровергает подобные утверждения.
В условиях нового этапа общего кризиса капитализма монополистич. буржуазия
ведёт наступление на завоевания трудящихся. Движение в защиту трудящимися
своих социальных прав, в т. ч. и системы С. о., поддерживается
Всемирной
федерацией профсоюзов
и коммунистич. и рабочими партиями отд. стран,
к-рые рассматривают его как составную часть классовой борьбы против всевластия
монополий, за глубокие социальные изменения существующего строя. В капиталистич.
странах устанавливаются, как правило, три системы гос. С. о.: социальное
страхование, гос. вспомоществование и система "универсального" обеспечения.
Социальное страхование- наиболее распространённая система - характеризуется
обязат. удержанием страховых взносов из заработной платы наёмных работников
и предоставлением права на пенсию и пособие (при наличии необходимого страхового
стажа, возраста и нек-рых др. условий) независимо от материального положения
семьи застрахованного. Гос. вспомоществование выплачивается целиком из
средств гос. бюджета, но не всем трудящимся, лишившимся заработка из-за
нетрудоспособности или безработицы, а только тем, кто после проверки доходов
всех членов семьи официально признан не имеющим средств к существованию.
Назначение пособия зависит от усмотрения адм. органов. В большинстве бурж.
стран гос. вспомоществование используется в качестве дополнения к неполноценной
системе социального страхования, но в нек-рых странах (напр., в Австралии,
Нов. Зеландии) - это основная система С. о.


"Универсальная" система, преим. в сфере
пенсионного обеспечения, характерна для Швеции, Финляндии, Норвегии, Канады,
Исландии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста,
ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. Пенсии выплачиваются в одинаковых
для всех твёрдо фиксированных размерах. Средства на выплаты создаются путём
взимания особого налога со всех граждан с 16-18 лет до пенсионного возраста.
Размер пенсий чрезвычайно низкий, а пенсионный возраст - наиболее высокий
(напр., в Швеции, Норвегии, Исландии - 67 лет, в Ирландии - 70 лет, для
мужчин и женщин одинаков).


Все системы бурж. С. о. резко отличаются
от С. о. в СССР. Ни в одной капиталистич. стране руководство С. о. не передано
представителям трудящихся, пенсионный возраст во всех странах на 5-10 лет
выше, чем в СССР; пособия выплачиваются только после "периода ожидания"
(от 2 до 5 дней); процент утраченного заработка, возмещаемого за счёт пенсий
и пособий, значительно ниже, причём широко принятая в СССР выплата пособий
в размере 100% заработка вообще отсутствует.


Лит.: Андреев В. С., Право социального
обеспечения в СССР, M., 1974.

В. С. Андреев, В. И. Усенин.<




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я