СОНАТНАЯ ФОРМА

СОНАТНАЯ ФОРМА самая развитая из
нециклич. форм инструм. музыки. Её длительное историч. развитие привело
в кон. 18 в. к кристаллизации в творчестве венских классиков И. Гайдна,
В. А. Моцарта и Л. Бетховена строгих композиционных норм. Согласно этим
нормам, С. ф. складывается из 3 крупных разделов - экспозиции, разработки
и репризы. Экспозиция обычно состоит из 4 партий - главной, связующей,
побочной и заключительной. В главной излагается первая тема в основной
тональности. Связующая готовит вторую тему, тему побочной партии, к-рая
проходит в доминантовой или параллельной тональности (в этом подразделе
может быть и неск. тем). Заключительная партия - новая тема или ряд мотивов
и фраз завершающего характера. Второй раздел С. ф.- разработка, в к-рой
интенсивно развивается тематич. материал экспозиции, сменяет друг друга
ряд тональностей. В третьем разделе - репризе (итал.- повторение) вновь
проходит материал экспозиции, но с изложением главной и побочной партий
в одной (основной) тональности. В С. ф. часто встречаются и два необязательных
раздела - вступление и кода (общее заключение). Этот нормативный план С.
ф. в процессе историч. эволюции изменялся, но осн. его черты - три крупных
раздела, принцип противопоставления двух или более тем (противопоставления,
способного воплощать значит, образные контрасты, отражать конфликты реальной
действительности) - остаются главнейшими её признаками. С. ф. используется
в первых частях сонатно-циклич. произведений
(симфония, соната, трио,
квартет
и др.), а также в отдельных, самостоятельных сочинениях - увертюрах,
поэмах и др. В. П. Бобровский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я