СОЛОВЬЁВ

СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич [16(28).1.1853,
Москва,-31.7(13.8). 1900, с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религ.
философ, поэт, публицист и критик. Сын С. M.
Соловьева.
Учился на
физико-математич., затем на историко-филологическом ф-тс Моск. ун-та, к-рый
окончил в 1873; в 18/4 защитил в Петербурге магистерскую дпсс. "Кризис
западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую дисс. "Критика
отвлечённых начал". После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи
с убийством Александра II народовольцами) С. был вынужден оставить преподават.
работу. В 80-е гг. выступал преим. как публицист, проповедуя объединение
"Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, борясь за свободу совести
и против нац.-религ. гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике
Европы
". В 90-х гг. занимался филос. и лит. работой; переводил
Платона, вёл филос. отдел в энциклопедия, словаре Брокгауза и Ефрона.


Как мыслитель и утопист С. оказался на
пересечении разных духовных течений. Задумав своё фнлос. дело как оправдание
"веры отцов" на "новой ступени разумного сознания", он встал перед невыполнимой
задачей - совместить научно-позитивный н рацноналнстич. "дух времени" с
религ. преданием.


В своей философии, отвергающей материализм
революц.-демократия, мысли, С. предпринял наиболее значит, в истории рус.
идеализма попытку объединить в "великом синтезе" христ. платонизм, нем.
классич. идеализм (гл. обр. Ф. В. Шеллинга) и науч. эмпиризм. Однако
беспрерывная перестройка этой заведомо противоречивой метафизнч. системы
свидетельствует о том, что на самом деле она служила лишь умозрит. "оправданием"
жизненнонравств. поисков и мифо-поэтич. мечтаний С. Полагая, что "нравственный
элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической
философии" (Собр. соч., СПБ, т. 9, 1913, с. 97), С. связывал филос. творчество
с позитивным разрешением жизненного вопроса "быть или не быть правде на
земле", понимая правду как реализацию христ. идеала; за социалистич. учениями
С. признавал лишь относительную общественно-историч. правду. В кон. 70-х
и в 80-е гг. в обстановке безвременья и поисков новых путей преобразования
России С. в противовес как радикально-демократич., так и позднсславянофильскому
и официально-консервативному направлениям выступил с социальных позиций,
близких к либеральному народничеству.
Однако умеренно-реформистские
взгляды соседствовали у него с мистико-максималистской проповедью "теургического
делания", призванного к "избавлению" материального мира от разрушит, воздействия
времени и пространства, преобразованию его в "нетленный" космос красоты,
и с историософской теорией христ. "богочеловеческого процесса" как совокупного
спасения человечества ("Чтения о Богочеловечестве", 1877-81). В дальнейшем
разработка социальной темы вылилась в теократич. утопию, политич. следствием
к-рой у С. оказывается союз между римским папой и русским царём как правовая
гарантия "богочеловеческого дела" (см., напр., "История и будущность теократии",
1887). Крах этой утопии запечатлен в филос. исповеди С. "Жизненная драма
Платона" (1898) и в "Трёх разговорах" (1900). Конец жизни С. отмечен приливом
катастрофич. предчувствий и отходом от прежних филос. конструкций в сторону
христ. эсхатологии.


Космич. тема решалась у С. неортодоксально
для христианства - на почве платоновского мифа об эротич. восхождении;
в трактате "Смысл любви" (1892- 1894) С. хочет "досказать речь Диотимы"
из "Пира" Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить
целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и
эволюционистски окрашенная космология С. созвучна космически-преобразоват.
идеям H. Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского.


Некоей гармонизации этих двух исходных
тем - космической и социальной - призвана служить метафизика С.: собственно
филос. доктрина "всеединства" и религ.-поэтич. учение о Софии. Предприняв
вслед за ранними славянофилами пересмотр "зап. философии" как отвлечённой
рассудочности и негативной метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии
"цельное знание" (интуитивное образно-символич. постижение мира, осн. на
нравственном усилии личности), а в сфере онтологии-"положит, всеединство",
свободное объединение в абсолюте всех оживотворённыхсэлсментов бытия как
божеств, первообраз и искомое состояние мира. Однако это всеединство не
только мыслилось философом, но и романтически представало перед ним в лице
Софии - "вечной женственности", личная мистич. любовь к к-рой как бы освящала
эротич. утопию С. Стихи "софийного цикла", посвящённые чподруге вечной"
- мистич. возлюбленной,- это интимное средоточие лирики С., попали впоследствии
в центр внимания рус. символистов. Поэзия С., продолжая традиции Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, отличается тоном напряжённой мистико-филос.
исповеди и элементами новой, специфически символич. образности (см. Символизм).
Личный
облик С.-скитальчество, житейская беспомощность, подвижничество делали
его в глазах символистской художеств, интеллигенции героем легенды, олицетворением
переломной эпохи (см. А. А. Блок, "Рыцарь-монах", "Владимир Соловьёв и
наши дни", Собр. соч., т. 5, 1962, с. 446-54 и т. 6, 1962, с. 154-59; А.
Белый, "Арабески", M., 1911, с. 387-94).


С. стоит у истоков "нового религиозного
сознания" нач. 20 в.: богоискательства и религ. философии С. H.
Булгакова, С. H. и E. H. Трубецких, П. А. Флоренского и др.


С о ч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1 - 10,
СПБ, 1911 - 13; Письма, т. 1 - 4, СПБ, 1908-23; Стихотворения и шуточные
пьесы. Вступ. ст. 3. Г. Мпнц, Л., 1974.


Лит.: О Владимире Соловьеве. Сб.
1, M., 1911; Трубецкой E., Миросозерцание Вл. С. Соловьева, т. 1 - 2, M.,
1913; M оч у л ь с к и и К. В., В. С. Соловьев, Париж, 1936; Коган Л. А.,
В. С. Соловьев, в кн.: История философии в СССР, т. 3, M., 1968, гл. X;
С п и р о в В. В., Философия истории Вл. Соловьева в ее развитии и преемственности,
в сб.: Из истории русской философии XIX - начала XX века, M., 1969. P.
А. Гальцева, И. Б. Роднянская.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я