СОКРАТ

СОКРАТ (Sokrates) (470/469 до н.
э., Афины,-399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал
на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами
и воспитание
молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило офиц. обвинение, за
введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. С. не оставил
после себя к.-л. соч.; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении
являются соч. его учеников - Ксенофонта и Платона,
в большинстве
диалогов к-рого С. выступает как гл. действующее лицо.


Сократ. Рим.


Национальный музей.


С. был одним из родоначальников филос.
диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки
определённых вопросов и методич. нахождения ответов на них. К. Маркс назвал
С. "олицетворением философии", "воплощённой философией" (см. К. Маркс и
Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 99; их же, Из ранних прсизв., 1956,
с. 199). Считая неудовлетворительной древнюю натурфилософию,
С.
обратился к анализу человеческого сознания и мышления. Тяготея к объективному
идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования общих понятий в виде самостоят,
сущностей. Так его изображает Аристотель, приписывающий С. индуктивное
учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также
учение об определении понятий, впервые дающем возможность познавать сущность
каждой вещи (ср. характеристику С. в ранних диалогах Платона). Признание
действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у
С. в учение об общем и универсальном разуме или об отд. богах-умах. Вопреки
уверениям Ксенофонта, учение С. имело мало общего с нар. религией, хотя
он и не отрицал её. Учение С. о промысле и провидении решительно порывало
с наивным политеизмом и приобретало вид филос. телеологии.


В этике осн. тезис С. гласил, что добродетель
есть знание, или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму,
а поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в
целях конечного торжества добра. В понимании С. не может быть противоречия
между разумом и поведением.


С. необоснованно обвиняли во враждебности
к демократии; в действительности он критиковал все формы правления - монархию,
тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они нарушают справедливость.
В последующие эпохи образ С. часто выступал как идеальное воплощение мудреца.


Лит.: Ксенофонт Афинский, Сократические
соч., M. - Л., 1935; Платон, Соч., т. 1 - 3, M., 1968 -72; Трубецкой С.,
Собр. соч., т. 3, M., 1910, с. 398-461; Г ил я h о в А-, Источники о софистах.
Платон как исторический свидетель, ч. 1, К., 1891; Гомперц Т., Греческие
мыслители, пер. с нем , т. 2, СПБ, 1913, с. 32-88; Ж е б ел е в С. А.,
Сократ, Берлин, 1923; Сережников В., Сократ, M., 1937; Лосев А. Ф., История
античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, M., 1969; M a ier H., Sokrates,
Tubingen, 1913; R i t t е r С., Sokrates, Tubingen, 1931; Meunier M., La
legende de Socrate, P., 1965. А. Ф. Лосев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я